Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Технологии - Великая ошибка Лео Фендера


Откуда берется электрозвук
В начале восьмидесятых в яхт-клубе города Владивостока занимался подросток по имени Илья Лагутенко. Но ему было не суждено стать звездой парусного спорта. Юношу настигло новое увлечение, рок-музыка... А новая музыка требовала нового, электрифицированного инструмента. Под скальпелем робота

Как самому изготовить электрогитару, знал тогда каждый школьник. Сначала нужно было аккуратно разделить обычную акустическую гитару на две составляющие: нужный гриф и ненужный корпус. Корпуса, кстати, тоже не пропадали – обычно в них вставлялись магнитофонные динамики для резкого повышения качества звучания бытовой аппаратуры. А вот к грифу прикреплялся цельнодеревянный или, на худой конец, фанерный корпус, очертания которого определялись исключительно фантазией гитаростроителя. Возможность подключения к усилителю инструмент приобретал после установки звукоснимателя, купленного в музыкальном магазине за девять рублей. Эффектного звучания это не гарантировало... Космос: новости

Гитара яхт-клубовца Ильи Лагутенко в выгодную сторону отличалась от тысяч подобных ей изделий. Для изготовления ее корпуса было использовано перо руля швертбота «Оптимист»! Белая пластиковая гитара поражала невероятной красотой – правда, играть на ней было все равно нельзя. Лагутенко в дальнейшем организовал ансамбль «Мумий Тролль», стал известным музыкантом – и играет, естественно, не на самодельных инструментах. А для многих школьников тех времен первый опыт борьбы против собственных неумелых рук стал финальным аккордом несложившейся музыкальной карьеры. Тест на самоубийство

Первая попытка Грибной синтез

Может быть, несостоявшихся музыкантов немного утешит то, что человека, которого многие считают изобретателем электрогитары, тоже не сразу поняли. А ведь его инструмент был вполне работоспособным! Да и сам Лестер Полфус уже был известным гитаристом, выступавшим под «облагороженным» именем-псевдонимом Лес Пол. Но когда он принес на фирму Gibson свое изобретение, неакустическую электрогитару, над ним просто посмеялись. Жидкие линзы

Для того чтобы понять, чем она отличалась от прочих, нужно иметь представление о том, какие гитары тогда, в 40-х годах, были в ходу. Распространены были гитары двух типов: испанские и гавайские. Испанские – это те, которые мы, собственно, сегодня без дополнительных пояснений и называем гитарами. Гавайские – те, которые во время игры надо держать в горизонтальном положении. Тогда они были гораздо более популярны, чем сейчас. Что самое интересное, и гавайские, и испанские гитары уже были успешно электрифицированы. Правда, конструкторы, совершенствующие гавайские гитары, еще до Второй мировой войны сообразили, что гитара со звукоснимателями может обходиться без акустического корпуса. Дышите на здоровье!

Что же касается испанских гитар, особенно популярных в США среди блюзовых музыкантов, то они были более консервативны. По сути дела, это были акустические инструменты с установленными на них звукоснимателями. Конечно, их звук несколько отличался от традиционной «акустики». Однако наличие звукоснимателей не считалось какой-то принципиальной особенностью, способной в корне преобразить звучание. Нет, с их помощью просто усиливали громкость гитары. Во-первых, это было необходимо на выступлениях в клубах, где публика могла вести се-бя довольно шумно. Во-вторых, блюзовое и джазовое музицирование предусматривало выступление гитаристов в составе ансамблей и оркестров. Негромкие голоса струнных, гитары и контрабаса, терялись в мощном хоре духовых и ударных, поэтому их нужно было «подзвучивать». Бессменная батарейка

Проблема состояла в несовершенстве тогдашней электроники, из-за чего гитары со звукоснимателями фонили и «заводили» усилители, вызывая в них микрофонный эффект. Лес Пол решил, что избавиться от «заводок» поможет установка звукоснимателей на цельнодеревянном основании, как это уже пробовали делать на гавайских гитарах. В принципе, он был не совсем прав. До сих пор и цельнокорпусные электрогитары обладают этими неприятными особенностями, а некоторые гитаристы из альтернативных групп даже специально применяют «заводки» усилителей, сделав их частью саунда своих коллективов. Но тем не менее заблуждение Леса Пола привело к появлению инструмента, который можно считать прототипом современной электрогитары. Инструмент непочтительно прозвали «бревном», поскольку его основ-ным конструктивным элементом являлся грубоватый брус квадратного сечения с двумя установленными на нем звукоснимателями и струнодержателем. К торцу бруса был присоединен гриф от обычной разобранной на части блюзовой гитары. Гитарист-изобретатель понимал, что его «бревно» уже не нуждалось в акустическом корпусе. Ближе к небу

Однако инерция мышления сыграла с Лесом Полом злую шутку – корпус акустической гитары после операции удаления грифа он не выбросил, а использовал в деле. Распилив его пополам, изобретатель прикрепил половинки снизу и сверху бруса. Они использовались лишь для подсобных функций – в частности, для размещения «электроначинки» с регулятором громкости и переключателем звукоснимателей. И все-таки наличие этих рудиментов вынуждает нас классифицировать его «бревно» как полуакустический инструмент. Пластическая сталь

А историческая справедливость заставляет отдать титул изобретателя электрогитары совсем другому человеку. Тем более, что он не только изготовил рабочий образец цельнокорпусной электрогитары, но и организовал ее серийный выпуск. Человека звали Лео Фендер, а гитару – Fender Telecaster. Бииип! биип!

Гитарный конвейер Зеркальный щит

Если Лес Пол хотел избавиться от «заводок», то у Лео Фендера задача была еще более прозаической. Лео был хозяином фабрики музыкальных инструментов и, как и всякий капиталист, хотел выпускать изделия, которые обходились бы ему подешевле, а продавались подороже. Фендер всего лишь хотел упростить гитару, избавившись от таких сложных и трудоемких операций, как изготовление профилированных дек (верхней и нижней поверхности корпуса), а также прецизионная окончательная сборка с подгонкой элементов. Хорошие акустические инструменты изготовливали высокооплачиваемые гитарные мастера, а Фендер решил придумать надежную и дешевую конструкцию, которая будет легко собираться из простых элементов. Лео желал делать не дорогие скрипки Страдивари, каждая из которых обладала бы уникальным голосом, а своеобразные музыкальные гамбургеры. Одним из достоинств новых гитар считалась одинаковость, их качество не должно было зависеть от настроения мастера. Собственно, и мастера никакого не предусматривалось – Фендер мечтал о поточном производстве вместо ручной работы. Космос: новости

Рассуждения Фендера были в корне ошибочны. Он считал, что для звука цельнокорпусной гитары (без акустического корпуса-резонатора) важно лишь качество звукоснимателей и прочих составляющих электрической схемы. На самом деле даже для электрогитары очень важно, из какого дерева и насколько качественно сделаны ее корпус и гриф. Ведь звукосниматели улавливают колебания струны и преобразовывают их в электрический сигнал. И именно особенности конструкции электрогитары определяют, как именно струна будет вибрировать после того, как гитарист дернет ее пальцами или медиатором. Поэтому материал корпуса и грифа электрогитары ничуть не менее важен, чем материал, из которого сделаны виолончель или скрипка. И в том и в другом случае дерево определяет характер вибраций струн, только вместо корпуса-резонатора звук электрогитары усиливает другое устройство. Для звука важно все – начиная от качества металлических деталей вроде колков и кончая лаком, которым покрывают корпус и гриф. Ну а в первую очередь – дерево. «Живые» нановолокна

Например, если на кленовом грифе присутствует накладка из палисандра, то атака (нарастание звука в первые мгновения) будет более яркой. Зато если такой накладки не будет, то у гитары окажется больше сустейн (длительность вибрации струны, а значит, и длительность ее звучания). Гитара с корпусом из легкого дерева (например, липы) звучит более прозрачно, из тяжелого (например, из красного дерева) – более мощно. В любом случае все эти определения подходят только к инструменту из качественной, хорошо просушенной древесины. К счастью, Фендеру не пришла в голову идея сделать инструмент из каких-нибудь суррогатов, и на дереве он не экономил (через несколько лет после дебюта гитары Лео некоторые его конкуренты начали выпускать электро-гитары с корпусами из пластмассы!). Искусственные сосуды

Зато Фендер здорово экономил на отделке. Ценителям джазовых гитар того времени его детище казалось уродливым. Никакой резьбы, инкрустации, изящных линий и пропорций... Абсолютно плоский корпус с пластиковой накладкой был похож на силуэт акустической гитары, который ученик столяра неумело вырезал из толстого бруска. Корпус был несимметричен: ниже грифа сделали вырез для того, чтобы гитаристы имели возможность играть соло на самых высоких нотах, вплоть до 21-го лада. Однако сверху аналогичного выреза не было, так что на практике оказалось, что уже ладу на 18-м зажимать струны неудобно. Да и многие другие особенности гитары, названной Fender Esquire и запущенной в производство в 1950 году, вызвали снисходительные усмешки музыкантов того времени. Авиашоу в миниатюре

В погоне за технологичностью Фендер отказался от вклеивания грифа в корпус, гриф прикручивался четырьмя болтами. Однако вскоре выяснилось, что деревянные грифы «Эсквайров» оказались слишком податливыми: после натяжки струн они «ехали», и гитара постоянно расстраивалась. Пришлось для жесткости вставлять внутрь грифа металлический анкерный стержень. Подкручивая регулировочный винт, теперь можно было корректировать возможный прогиб грифа. Кроме того, на гитару был поставлен второй звукосниматель, после чего модернизированный Esquire был переименован в Broadcaster, а вскоре, на этот раз уже окончательно, в Telecaster. Для этой первой настоящей электрогитары были характерны многие принципиальные особенности, которые можно встретить и у большинства современных инструментов. Прежде всего это цельнодеревянный корпус с электромагнитными звукоснимателями. Кроме того, в корпусе присутствовала пассивная электрическая схема, дающая возможность снятия сигнала с любого из звукоснимателей отдельно или со всех вместе, а также обеспечивающая регулировку громкости и тембра выходного сигнала. Выставка недостижений

У «Телекастера» не было и характерного для гитар того времени струнодержателя. Вместо этого в корпусе было просверлено шесть отверстий, сквозь которые пропускались струны, – таким образом, один конец струны фиксировался в середине корпуса. Потом струны протягивались не через нижний порожек, а через электрогитарный бридж – специальную конструкцию, позволявшую регулировать их высоту над грифом и длину мензуры (проще говоря, звучащей части струны). Правда, у первых «Телекастеров» струны регулировались не индивидуально, как сейчас, а попарно. Затем струны шли над звукоснимателями, над грифом с ладами, переходили верхний порожек и наматывались на колки, расположенные на голове грифа. Как и у акустической гитары, колки служили для настройки, но вот их расположение на «Телекастере» было совершенно необычным. Все шесть колков находились с верхней стороны головы грифа! Сам Лео Фендер объяснял это тем, что при таком расположении колков струны сохраняли параллельность и за верхним порожком. Однако скорее всего дело было в том, чтобы сделать голову грифа принципиально новой, «электрогитарной», запоминающейся и привлекающей взор своей необычностью. Как бы то ни было, но новинка прижилась, и сей-час подавляющее большинство современных электрогитар имеет такую же «одностороннюю» голову грифа. Зажигая стадионы

Гитара на все времена Апокалипсис в движении

Электрогитара не стала популярной в одночасье, особенно если учесть не слишком удачный дебют нуждавшейся в доработке Fender Esquire. Однако нескольких лет хватило, чтобы музыканты оценили принципиально новый звук, который выдавал Telecaster, и стали активно покупать его. Но быстрее, чем музыканты, сориентировались владельцы гитарных фирм, и вскоре в модельном ряду каждой из них стали появляться аналогичные «Телекастеру» «доски». Триумфальное шествие электрогитары по планете началось. Не могла игнорировать новую моду и фирма Gibson, всего лишь несколько лет назад отвергнувшая Леса Пола с его «бревном». Изобретателю был предложен рекламный контракт, фирму больше интересовали не разработки Леса Пола, а его популярное имя. Через некоторое время в продажу поступила цельнокорпусная гитара Gibson Les Paul, положившая начало долгим спорам поклонников фирм Gibson и Fender. Споры не смолкают и по сей день, в каждом лагере полно великих гитаристов, а самыми мудрыми выглядят те, кто использует в своих записях и концертной практике изделия обеих фирм. На ракете по Луне

Добился ли своей цели Лео Фендер? Получил ли он дешевый «конвейерный инструмент», который можно было бы штамповать в массовом порядке? Нет, не получил – и с этой точки зрения Telecaster был его ошибкой. Давай покрасим холодильник

Прежде всего, Telecaster все-таки не был дешевым. Когда музыканты никому еще толком не известной группы Beatles покупали свои первые электроинструменты, Fender они позволить себе, конечно, не могли. Поэтому выбрали более дешевые инструменты – Rickenbaсker и Hofner. В десятке

Кроме того, не подтвердилась идея Фендера о том, что простые гитары, собираемые из стандартных частей, и звучать будут одинаково. По сравнению с множеством дру-гих цельнокорпусных гитар, появившихся впоследствии, Telecaster имел свой характерный звук, но все-таки разные экземпляры этой гитары звучали по-разному, поскольку не существует в природе двух одинаковых кусков дерева. Какие-то – лучше, какие-то – хуже... Да, Telecaster был ошибкой Фендера, но ошибкой великой. Лео хотел сделать стандартную гитару, а сделал, сам того не желая, всемирный хит. Он хотел поручить сборку гитар людям невысокой квалификации, которым не нужно много платить. А оказалось, что культура производства на фабрике Fender была столь высока, что и из рук не имевших музыкального слуха сборщиков выходили великолепно звучащие гитары! Бессмертные на Марсе

За пять с лишним десятилетий развития электрогитары у нее появились лишь две принципиально новые вещи: звукосниматель типа хамбакер и рычаг вибрато («качалка», позволяющая гитаристу менять высоту звука в процессе игры). Все остальное в «Телекастере» уже было. Космос: новости

Ушла в прошлое популярность «битловских» гитар, десятки гитарных фирм разорились, сотни моделей сняты с производства... А Telecaster продолжает выпускаться и продаваться – практически в неизменном виде! Это так же удивительно, как если бы наряду с современными моделями телевизоров на полках стояли черно-белые реликты 50-х годов и находили бы своих покупателей. Бактерии помогут

Более того, Telecaster заслужил выcшую честь – его имя стало нарицательным. Пожалуй, лишь Gibson Les Paul и Stratocaster, другая гитара фирмы Fender, добились такой же популярности. Их названия теперь обозначают определенные типы электрогитары, они служат образцом для многочисленных копий и подражаний. Свои «Телекастеры» выпускают все кому не лень! Полуподпольные фабрики в Юго-Восточной Азии творчески переработали идеи Фендера и умудряются делать корпуса своих поделок из фанеры или даже прессованного картона. Адский мальчик

Telecaster вошел в сегодняшний день. На нем исполняют самую разную музыку – от традиционного блюза до альтернативы, от рокабилли до панка. Его покупают и великие музыканты, и начинающие любители. И даже автор этой статьи, выбирая свою пятую по счету электрогитару, в конце концов купил Fender Telecaster.


Как снимается звук?

Одна из важнейших составляющих звучания гитары – характеристика установленных на ней звукоснимателей. То, как именно будет звучать струна, зависит от общей конструкции инструмента, качества его сборки, материала корпуса и грифа, наконец, от самой струны. Однако этот звук в любом случае надо усиливать. Поэтому необходимым элементом электрогитары является электромагнитный звукосниматель (или «датчик», как его называют гитаристы). Он преобразует механическую энергию колебания струны в электрический сигнал, который в дальнейшем обрабатывается (включая встроенную регулировку тембра в самой гитаре), усиливается усилителем и воспроизводится через динамики.

Действие звукоснимателя основано на явлении электромагнитной индукции, с которым каждый гитарист мог бы познакомиться еще на уроках физики, если бы не сбегал с них на репетиции школьного ансамбля. Таким образом, открывшего это явление Майкла Фарадея можно назвать «прадедушкой электрогитары». Принципиальная схема звукоснимателя проста. Под струной находится магнит с катушкой. В его магнитном поле колеблется металлическая струна, что вызывает индукционный ток в цепи катушки – это и есть будущий звук. Поскольку у гитары шесть струн, то классические звукосниматели (которые ставились, например, на первые «Телекастеры») состоят из шести цилиндрических магнитов, находящихся каждый под своей струной. Иногда применяют широкий рельсовый магнит под всеми шестью струнами сразу. Естественно, характер колебаний струны в разных точках разный. Поэтому даже если два одинаковых звукоснимателя поставить под струнами в разных местах корпуса, то звучать они будут по-разному. На практике еще и звукосниматели отличаются друг от друга, а на одной гитаре их обычно устанавливается два-три (хотя в принципе достаточно и одного, как на Fender Esquire). Включая их по отдельности или вместе, гитарист может менять характер звучания инструмента. Характер звучания датчика зависит от материала, из которого изготовлены магниты. Чаще всего это сплавы алюминия, никеля и кобальта в различных соотношениях. Применяются также металлокерамические магниты, дающие более резкий и агрессивный звук. Играет свою роль и катушка – на элитных звукоснимателях ее наматывают вручную. Чем больше витков в катушке, тем сильнее будет уровень выходного сигнала. Однако у таких датчиков есть один врожденный недостаток...

Описанные выше звукосниматели сейчас называются синглами (single), что подчеркивает наличие в них только одной катушки. Синглы очень чувствительны к различным посторонним «наводкам», которых предостаточно и на сцене и в студии. А кому приятно слушать «фонящую» электрогитару? Первое время только такие датчики и существовали, однако потом был изобретен хамбакер (humbucker – «фоноподавитель»), звукосниматель с двумя катушками, включенными в противофазе, сигнал с которых суммируется. Наводки, действующие на катушки хамбакера, взаимоуничтожаются, так что фона от такого датчика теоретически быть не должно (на практике – есть, но небольшой). В то же время сигнал, возникающий от находящейся в магнитном поле звукоснимателя струны, получается в два раза более мощным. Правда, две катушки снимают колебания струны в двух близких точках, что делает звук грязноватым, менее прозрачным, чем у сингла. Поэтому гитары с синглами (в частности, тот же Telecaster) по-прежнему популярны среди музыкантов, несмотря на проблему наводок. Хамбакер завоевал популярность у гитаристов, играющих в тяжелых стилях, на искаженном с помощью гитарных эффектов («примочек») звуке. Они ценят мощный сигнал, снимаемый с этих датчиков, с помощью которого легче создать рычащее, перегруженное звучание в духе heavy metal. Кроме того, есть еще более мощные активные хамбакеры с небольшим встроенным предусилителем, работающим от батарейки.

Сейчас практически нет музыкальных стилей, в которых непосредственно используется чистый звук, снятый с выхода электрогитары. Он обрабатывается с помощью внешних эффектов и усиливается в комбоусилителе («комбике»). Комбик – это колонка с динамиками и интегрированным транзисторным или ламповым усилителем, характеристики которых оптимизированы друг с другом и тоже обеспечивают особый оттенок звучания. В современных комбиках встроены и различные эффекты, дополняющие или заменяющие педали-»примочки». Исходя из этого, электрогитара как таковая не может считаться полноценным музыкальным инструментом. Ведь характер производимого звука в итоге зависит не только от нее, но и от всей цепочки гитара – эффекты – комбик. Лео Фендер был первым, кто до конца осознал это, поэтому его фирма начала выпускать (и выпускает до сих пор) не только электрогитары, но и идеально подходящие к ним комбоусилители.





Ближе к небу | Краска-генератор | Пластическая сталь | Поддержим NASA | Бииип! биип! | Инкубатор на кончике пальца | Зеркальный щит | Следы невиданных зверей | Космос: новости | Свечной нанозаводик | «Живые» нановолокна | Самые беспилотные | Искусственные сосуды | Где бы сесть | Авиашоу в миниатюре | Билет в один конец | Выставка недостижений | Летящие над водой | Зажигая стадионы | Озеленители Антарктиды | Апокалипсис в движении |