Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Технологии - Засветить в ухоЗвуковой прожектор
На большом стенде Yamaha на IFA-2005 почти затерялись две небольшие комнатки, каждая не более 10 кв. м. В них висит обычная телевизионная панель, под которой прячется небольшой серебристый прямоугольник акустической системы. Таких панелей и плоской акустики на выставке тысячи моделей. Тем не менее посетители, зашедшие в одну их этих комнаток, застывают на многие минуты: в абсолютно пустых комнатах создается полная иллюзия работы дорогого многоканального кинотеатра.
Точки зренияНет, неправильно – зритель просто оказывается внутри фильма, и никакие коробки акустики не отвлекают его от происходящего на экране. Но звук идет со всех сторон! Yamaha первой довела до ума самую многообещающую аудиотехнологию десятилетия – Sound Projector.
Как оживить комиксИстория вопроса
НанокарандашПоявление DVD с многоканальным звуком ознаменовало новую эру домашних кинотеатров с неизбежным довеском в виде как минимум шести акустических систем, захламляющих квартиру. Инженеры сразу же включились в борьбу с их числом. Основная идея пришла из студийной фотосъемки и кино – там также необходим многоканальный... правда, не звук, а свет. Но вместо бесконечного увеличения числа осветителей фотографы и операторы научились работать с отраженным светом, используя стены и разнообразные экраны. Первой поэкспериментировать с отраженным звуком решила американская компания BOSE, выпустив серию компактной направленной акустики. Верхнюю часть колонок можно было направлять на стены – так, чтобы звук, отразившись от стен пару раз, подобно теннисному мячику, пришел бы к слушателю сзади, сделав ненужной тыловую акустику. Идея оказалась удачной и была многократно скопирована производителями – практически любой домашний кинотеатр, использующий менее пяти колонок, эксплуатирует идею BOSE. Правда, решение оказалось подходящим только для замены дешевых коробочных кинотеатров – говорить о полноценной замене многоканального звука не приходилось. После серии отражений от направленного звука мало что оставалось. Для дальнейшего прогресса нужно было найти способ фокусировать звук.
Мода на орбитеВ принципе, решение известно давно – рупор. Но под каждую конфигурацию помещения пришлось бы изготавливать уникальные рупоры на заказ – распространение звука в разных комнатах уникально. Ответ был найден у изготовителей военных радаров. Старые радары напоминали гигантские полусферы, медленно сканирующие небо лучом.
Кислая батарейкаС появлением большого количества скоростных целей они перестали устраивать военных – на смену пришли радары с фазированными решетками. Современный радар состоит из сотен, а порой тысяч, маленьких радарчиков. Меняя фазу сигнала, можно моделировать луч одного или нескольких больших радаров, перемещая его со скоростью света и фокусируя в любой точке. Эту идею по отношению к акустике впервые применила небольшая британская компания 1 Ltd – изменяя фазы сигнала в массиве маленьких акустических головок, компания научилась направлять и фокусировать звук в нужных точках. Осталось лишь воплотить идею в готовом изделии. Задача оказалась англичанам не по зубам.
Без болиPioneer – значит первый
Тверже костиДля получения нужного эффекта количество динамиков должно исчисляться десятками, а еще лучше – сотнями. Каждый из них должен иметь свой персональный усилитель. Плюс ко всему – мощный сигнальный процессор, который бы мог в реальном времени вычислять нужные задержки для каждой головки и управлять усилителями. В современных радарах эту функцию выполняют, кстати, суперкомпьютеры.
Графеновая наноэлектроникаПервой попыталась воплотить в «железо» идею 1 Ltd компания Pioneer. Специализированный процессор разработала Motorola. Мало кто видел и слышал новичка – Pioneer Digital Sound Projector PDSP-1. Он вышел большим (звуковое поле создается 254 (!) маленькими драйверами) и дорогим (254 усилителя). По некоторым данным, цена новинки в случае серийного производства должна была приблизиться к $20 000! Понятно, конкуренции с «настоящими» кинотеатральными системами за сравнимые деньги PDSP-1 выдержать не мог.
Осязание на расстоянииPDSP-1 немного опередил время – на момент создания звукового «прожектора» просто не существовало недорогих компактных и высококачественных цифровых усилителей. Дело в том, что «сердцем» таких усилителей являются полевые транзисторы, которые должны переключаться очень быстро. Те, которые были, не могли обрабатывать высокочастотные сигналы и применялись в основном в сабвуферах.
Движущиеся картинкиВторая попытка
Лунная архитектураВторой предприняла попытку Yamaha, купившая патент у 1 Ltd. Она взяла за основу цифровой сигнальный процессор Texas Instruments, добавив к нему несколько процессоров собственного производства. Несмотря на то что к тому времени появились недорогие цифровые усилители (проблема с полевыми транзисторами была решена), инженеры Yamaha решили ограничиться 42 акустическими головками, чтобы уложиться в приемлемую сумму. Это им удалось – первенец YSP-1 (Yamaha Sound Projector-1) не превысил планку в 1,5 тысячи долларов.
Скульптор жжетТригонометрия
Сияние помидораОдно дело – слушать аппарат на выставке, другое – в реальной жизни. Мы разыскали в Москве YSP-1 и человека, настроившего не один десяток таких систем, – Владимира Морковника, бренд-менеджера Yamaha. Установили аппарат посреди далеко не идеальной комнаты, заставленной креслами, стойками, колонками и имеющей огромный незакрытый дверной проем, и начали настраивать наше чудо техники. Фраза Владимира: «с настройкой аппарата справится любой человек, владеющий азами тригонометрии» – слегка напрягла нас, и дальнейшую настройку мы доверили мастеру.
Топливо для нанороботовYSP-1 имеет два вида настройки – полуавтоматическую и ручную. В полуавтоматическом режиме через меню достаточно указать тип помещения (квадратное или прямоугольное), его габариты и расположение панели в комнате. Все! Можно подключать DVD-проигрыватель и слушать. Звучит вполне убедительно. Настройка заняла минут пять.
Космос: новостиПугавшая нас ручная настройка оказалась чрезвычайно занимательной и помогла лучше понять работу проектора. «Берем лист бумаги, чертим лучи и считаем углы», – инструктирует Владимир. Все отраженные лучи должны сойтись в точке, где будет находиться голова слушателя. Лучей должно быть пять: центральный, справа, слева и два сзади. Параметры вводятся по каждому отдельно, по вертикали и по горизонтали. У нас справа оказался дверной проем – не беда, лучи направили справа и слева. Как это справа и слева, спросит читатель, знакомый с той самой тригонометрией (вернее, геометрией), ведь если угол отражения равен углу падения, то и путь у лучей может быть единственный. И перенести вправо-влево точку отражения никак нельзя!
Челюсть в печатьВот тут-то мы переходим к следующему пункту ручной настройки – фокусировке звуковых лучей. Меняя фокусировку, мы можем добиваться схождения-расхождения звуковых пучков. Забегая вперед, скажем, что именно благодаря фокусировке можно добиться «эффекта присутствия» на гораздо большем пространстве, чем при традиционном пятиколоночном домашнем кинотеатре, где лучший эффект наблюдается в районе дивана, на который и настраивают систему.
Ковчег на ЛунеВернемся к фокусировке. Фокусируя сигнал в нужных точках, можно добиться, например, чтобы уровень отраженного от задней стены сигнала составлял до 60% от первоначального (у лучшей традиционной акустики он составляет не более 10%). Или чтобы весь эффект был сосредоточен в одном кресле. Или же объемным звуком можно было бы наслаждаться почти по всей комнате.
Инсулиновый нанонасосСледующий этап требует уже такого инструмента, как ухо настройщика. Панель переходит в режим специального шума, и специалист пультом доводит до совершенства ранее сделанные настройки. Процедура, кстати, не требует музыкального слуха – даже мне удавалось «поймать» звуковой луч и навести его прямо мне в голову.
Чтобы помнилиСлушаем
Научное видеоТочная настройка заняла у нас около часа. После включения настроенной YSP-1 я долго стоял потрясенный – все казалось фокусом. Первое слово, которое я выдавил через пару минут, было: «Фантастика!» Звук был как в настоящем кинотеатре, но при этом никаких колонок не видно! Собственно, остался только фильм, и мысли о кинотеатре исчезли сами – я был внутри фильма.
Органическая нанопипеткаЧто дальше
«Популярная механика» не сомневается, что «звуковые прожекторы» ждет блестящее будущее – уж больно хорошо они звучат, оставаясь практически невидимыми. Что касается сложности настройки, то в этом году Yamaha выпустила две новые модели YSP-1000 ($1400) и YSP-800 ($850), снабженные выносным микрофоном и системой автоматической настройки.
Ну а чтобы уравновесить наши восторги, укажем и на недостатки. Самый главный состоит в том, что это система для домашнего кинотеатра. Если же вам нужна музыка, то ничего лучше старого стереоусилителя и пары напольных колонок еще не придумано. Маленькие цифровые усилители пока не бойцы с проверенными аналоговыми моделями, а батарея 4-сантиметровых драйверов не в состоянии соревноваться со специализированными твиттерами и динамиками в точности нюансов. А в остальном…
Европейская Ассоциация изображения и звука EISA признала YSP-800 инновацией в области домашних кинотеатров в 2005–2006 годах. Добавим от себя – превосходно звучащей инновацией.
Мода на орбите |
Следите за руками |
Кислая батарейка |
Миссия: астероид |
Без боли |
Зачем человеку два глаза |
Тверже кости |
Пиво в полете |
Графеновая наноэлектроника |
Летаем сами |
Осязание на расстоянии |
Космос: новости |
Движущиеся картинки |
Анти-Армагеддон |
Лунная архитектура |
Интерактивная бумага |
Скульптор жжет |
Космические кораблики |
Сияние помидора |
Крыло по памяти |
Топливо для нанороботов |