Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Технологии - Записки заэкраньяТехнологии iMAX
Для нового кино все было создано почти с нуля: пленка, камера, проектор и система звука.
Зажигая стадионыМуха срывается со стены и летит прямо в лицо. Где-то внизу, как с обрыва, вижу головы других зрителей, но непривычно огромный, высотой с пятиэтажный дом, экран словно всасывает весь зал и меня. И я больше никого не замечаю. Муха летит прямо в мое лицо. Хочется отшатнуться. Это прописавшийся недавно в Москве первый кинотеатр IMAX (Image Maximum – «максимальное изображение»). Если это еще можно называть кинотеатром.
Апокалипсис в движенииКино с Луны
На ракете по ЛунеКазалось бы, велика премудрость: отодвинь проектор дальше, поставь лампу посильнее – и получишь большое изображение на экране величиной с футбольное поле. Но в том-то и дело, что при этом даже не успеешь подумать о качестве изображения: мгновенно сгорит пленка. Лампа мощностью в 15 киловатт прожигает даже доску. А если ее кварцевая колба случайно разобьется, вырвавшийся на свободу находившийся под давлением газ ксенон рванет с силой пехотной гранаты.
Давай покрасим холодильникКак сказал «Популярной механике» первый вице-президент IMAX Лэри О’Ралли, если включить такой проектор на Луне, с Земли его свет будет виден невооруженным глазом. Для создания технологий, получивших в 1997 году «Оскара», канадской компании IMAX пришлось придумывать особые пленку, камеру, проектор, систему шестиканального звука (расстояние от динамика в правой части экрана до динамика в средней больше, чем от стены до стены в обычном кинотеатре), а также новую систему трехмерного изображения. Не говоря уж об архитектуре самих кинотеатров и возможности преобразовывать фильмы, снятые в привычном формате, в систему IMAX. И все для того, чтобы огромный (в московском кинотеатре – 18 на 22 м) экран стал широчайшим, почти заполнив всю область бокового зрения.
В десяткеПоворот на 90 градусов
Бессмертные на МарсеСидя в московском кинотеатре Nescafe IMAX, я лишь иногда вспоминал о том, что не один в зале. Эффект присутствия был так силен, что даже без специальных очков, которые выдаются для просмотра 3D-фильмов, возникала легкая иллюзия трехмерности.
Космос: новостиДля большего изображения нужна большая пленка. И ее кадр в десять раз больше по площади обычного 35-миллиметрового кадра и в три раза – 70-миллиметрового, используемого в некоторых широкоформатных стандартах (например, Cinerama 70 или Ultra Panavision 70). На пленке IMAX, прочность которой позволяет тащить на буксире грузовик, кадр развернут на 900 и расположен вдоль нее (имеет 15 перфораций в отличие от пяти – для 35-миллиметрового или восьми – для широкоэкранного фильма).
Бактерии помогутПроектор, которому за время одного 40-минутного сеанса документального фильма приходится перематывать около 4 км пленки, выглядит рядом с проектором обычного кинотеатра как слон. Но, находясь в рабочей комнате, посетитель видит только надводную часть айсберга: под полом расположены еще и огромный воздушный компрессор, трансформатор (аналогичный сварочному, только специально приспособленный для ксеноновых ламп) и водяной насос (для их охлаждения).
Адский мальчикЖивая петля
Интернет между планетВ конструкции проектора пришлось уйти и от традиционного «женевского» механизма протяжки пленки. «Женевец» цепляет и тянет вертикально закрепленную в аппарате пленку специальным зубцом и придерживает ее движение перед лампой проектора, поддерживая скорость 24 кадра в секунду. При этом следующий кадр фиксируется в немного другой позиции, заставляя изображение на экране слегка дрожать.
Смешение видовВ проекторе IMAX применена система «катящейся петли» (rolling loop): пленка вводится горизонтально со специально-го, отдельного от проектора, устройства. Сделанные из магния, пять его тяжелых, тщательно отрегулированных относительно горизонта «тарелок» подают пленку в проектор. Каждый кадр фиксируется специальными направляющими напротив линзы и намертво «присасывается» после откачки воздуха из зазора. Такое движение пленки, напоминающее «хождение» гусеницы, позволяет делать изображение исключительно четким.
Итальянско-китайская гордостьНе в бровь, а в глаз
Лифт не работаетЗвук передается в зал по шести каналам: переднему левому, центральному, переднему правому, потолочному (над экраном), левым и правым «окружающими» (surround), – звуковая система разработана компанией So-nics Proportional Point Source, принадлежащей самому IMAX. Вся звуковая «картина» фильма (24-битное несжатое аудио) размещается на жестком диске компьютера. Звук обрабатывается на специальном пульте и направляется через цифровые эквалайзеры на 44 колонки, большинство из которых произведены Sonics/Bryston. Суммарная звуковая мощность достигает 12 кВт.
Конец миссии FUSEОднако рассказ о технологиях IMAX будет далеко не полным, если не сказать, что просмотр фильмов становится еще более реалистичным, когда они воспроизводятся в трех измерениях.
Галопом от троллейИзвестно, что каждый глаз человека видит собственную «картинку» и только их совмещение в мозгу создает ощущение объемности предметов. Компания IMAX создала камеру, два объектива которой, расположенные на расстоянии, примерно равном расстоянию между человеческими глазами, снимают действие на две пленки сразу, по-разному поляризуя изображение (отсекая при помощи фильтров часть спектра). Точно так же и проектор, установленный в кинотеатре IMAX, передает на экран два изображения с двух пленок. Зрителям выдают очки со стеклами, поляризованными так же, как линзы камеры, и каждый глаз видит свою часть происходящего на экране. «Сложенные» мозгом, две части воспроизводят объемную картинку. При этом в некоторых кинотеатрах – так называемых «куполах» (Dome) – полусферический экран занимает не только переднюю стену зала, но и часть потолка.
Сделай волне пирсингПод водой, в горах и в космосе
По морям, по волнамДля съемки фильма «Космическая станция 3D» («Space Station 3D») инженерам компании пришлось серьезно усовершенствовать технологию объемного изображения. Поскольку пространство и грузоподъемность корабля ограничены, астронавту Джону Грансфельду вручили камеру, записывающую две поляризованные картинки на одну пленку.
Заглянуть внутрьИ миллионы зрителей получили возможность «оказаться» в космосе. Так же, как раньше, они вместе с экспедицией альпинистов забирались на высочайшие горы или с исследователями живой природы оказывались посреди стада африканских слонов.
СПИД как спамСегодня в 32 странах мира насчитывается более 230 кинотеатров IMAX. Вряд ли стандарт станет более массовым – IMAX обречен на очень узкую жанровую ориентацию, и без спецэффектов он теряет смысл. Смотреть психологические драмы на гигантском экране невозможно. Беседа двух персонажей, когда рот каждого превышает разме-ры футбольных ворот, выглядит странно. Да и репертуар пока скудноват: сейчас в Москве идет всего три документальных фильма – про альпинистов, слонов и спортсменов-экстремалов, адаптированные под IMAX мультфильм «Король-лев» и художественный «Аполлон-13». Несколько позже к ним присоединятся фильм-концерт «Роллинг Стоунз: По максимуму», «Матрица: Революция» и «Призраки бездны».
Порошок нового века Вирусы созидаютБактерии помогут |
Чисто машинки |
Адский мальчик |
В космос по спирали |
Интернет между планет |
Игра света |
Смешение видов |
Работа на перспективу |
Итальянско-китайская гордость |
Нанорадио |
Лифт не работает |
Быстрее только мысли |
Конец миссии FUSE |
Космос: новости |
Галопом от троллей |
Бутерброд для ловли света |
Сделай волне пирсинг |
Треки свело! |
По морям, по волнам |
Большой бинокулярный телескоп |
Заглянуть внутрь |