Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Технологии - Растрясая автожиры


Революция в воздухе
Автожиры в какой-то степни оправдывают свое смешное название: подобно тучным людям, они перемещаются в пространстве слишком медленно. Однако есть надежда, что «толстяков» можно заставить летать со скоростью поршневых самолетов. Техасский изобретатель Джей Картер даже знает, как это сделать. Межпланетный грейпфрут

Зоологам хорошо знакомо правило о том, что скрестить лошадь и осла можно, но их дети не будут способны к воспроизведению потомства. Причина – разное количество хромосом: у осла их 62, у лошади – 64. В интересах революции

Авиаконструкторы знают другое правило: скрестить самолет и вертолет теоретически можно, но тем не менее ни один из подобных «мулов» пока особым успехом не пользовался. Гибридный аппарат, вопреки первоначальной задумке, брал от своих родителей не только самое лучшее. Тополя-чистильщики

Но правила правилами, а некоторые из них удается нарушать. Всю вторую половину минувшего века самолеты с вертолетами не прекращали спаривать, а в XXI веке движение за выведение здорового «авиационного мула» как будто обрело второе дыхание. В авангарде армии авиаторов-селекционеров шагает техасский изобретатель Джей Картер. Многие уважаемые люди полагают, что недалек тот момент, когда этот авиаконструктор построит машину свой мечты – недорогой летательный аппарат, который, подобно самолету, будет покрывать приличные расстояния с высокой скоростью, а взлетать и садиться по-вертолетному – на любых ограниченных и неподготовленных площадках. Разработкой своего аппарата Картер с командой энтузиастов занимается уже около 15 лет, и за последнюю «пятилетку» достиг заметных успехов. Во-первых, Картеру удалось разогнать свой автожир с прыжковым взлетом до непривычно высокой для этого летательного аппарата скорости 270 км/ч и лететь на ней, расходуя вдвое меньше топлива, чем потребовалось бы вертолету. А во-вторых, Картер осуществил свою давнюю мечту: он первым в мире вывел винтокрылый аппарат на режим полета с числом m, равным 1, когда скорость горизонтального перемещения машины была равна скорости законцовки лопасти несущего винта относительно воздуха. Раньше скорость полета всегда была ниже скорости законцовки лопасти несущего винта. Чисто машинки

Дорога к автожиру с крыльями В космос по спирали

Хотя проектом крылатого автожира Джей Картер стал заниматься примерно в 1992 году, идея создания такой машины родилась в голове изобретателя намного раньше. Просто прежде для ее реализации у Джея не было достаточно денег. Игра света

С автожирами Картер познакомился еще школьником: его отец Джей Картер-старший тоже был конструктором и в качестве хобби конструировал автожир. Сын, разумеется, помогал отцу в столь захватывающем занятии, а когда построенный автожир наконец начал летать, Джей Картер-младший решил собственноручно построить новый аппарат, более прогрессивный в техническом плане. При постройке аппарата Джей использовал фюзеляж и лопасти из композитных материалов, маршевый винт в кольце… Джей не был уверен, что полеты на этом слишком передовом для своего времени аппарате будут безопасны, и композитный автожир ни разу по-настоящему не летал. Дело было в 1967 году. Снова к разработке передового автожира Джей вернется только через 25 лет. Работа на перспективу

В промежутке между этими двумя событиями Джей закончил Техасский технологический институт и поступил на работу в компанию Bell Helicopter. Здесь он трудился над проектом Bell XV-15 Tiltrotor, который впоследствии привел к появлению военного конвертоплана Bell V-22 Osprey. Видимо, во время этой работы Джей и увлекся гибридной техникой. Видя недостатки конвертопланов, он стал мечтать о другой возможности объединения достоинств самолета и винтокрылой машины. Но вскоре Джей надолго расстался с миром авиации. Нанорадио

В начале 1970-х американское правительство начало борьбу с автомобильными выбросами. И Картеры, отец и сын, в духе времени создали миниатюрный паровой двигатель для автомобиля. В 1974 году разработка Картеров стала первым в США автомобилем, отвечавшим ужесточившимся требованиям Агентства по охране окружающей среды (EPA). Однако машина Джеев недолго приковывала общественное внимание: грянул нефтяной кризис, и экологичная, но далеко не экономичная машина Картера перестала считаться перспективной разработкой. Картеры занялись конструированием ветряных электростанций, и это дело оказалось довольно прибыльным. Вскоре Картер разбогател, но душа его продолжала рваться в небо. Быстрее только мысли

«Я хотел, чтобы в моей жизни появилось что-то, что наполняло бы ее смыслом. Мне нужна была причина, чтобы вставать в пять часов утра», – говорит Джей о том времени. Наконец, конструктор решился построить автожир с крыльями, о котором он давно думал. «Я сказал жене, – вспоминает Картер, – что мне понадобится пара лет и пара сотен тысяч долларов, чтобы заставить эту штуку летать. Каким же я был оптимистом!» Космос: новости

Но зато Джей получил то, о чем давно мечтал. Он вставал в пять утра, временами ночи напролет занимался разработкой своего детища. В нем он видел прототип популярного летательного аппарата будущего. Бутерброд для ловли света

В погоне за скоростью Треки свело!

Цель Джея – создать устройство, которое при многих вертолетных достоинствах сможет летать втрое быстрее обычного гражданского вертолета и обладать в пять раз большей дальностью полета без дозаправок. Добиться этого Джей собирается за счет перевода своего аппарата с автожирного режима работы на самолетный по мере роста скоростей, когда крылья аппарата смогут обеспечивать достаточную подъемную силу. Большой бинокулярный телескоп

Задача может показаться относительно простой, если забыть про несущий винт, который будет препятствовать движению аппарата на высокой скорости. Чем выше частота вращения винта, тем выше создаваемое им сопротивление полету, поэтому в автожире Джея Картера с ростом скорости ротор переходит на режим медленной авторотации. Пилот уменьшает до нуля углы атаки лопастей, и несущий винт теряет подъемную силу. «Снижение в три раза частоты вращения несущего ротора примерно в 27 раз снижает его сопротивление движению», – заявляет конструктор. При этом, чтобы лопасти сохранили управляемость и жесткость, Картер утяжелил их законцовки – это делает их постоянно «натянутыми», подобно рыболовной леске, к концу которой привязали грузило. Во время полета на своем экспериментальном аппарате в июне 2005 года пилоту удалось достичь скорости 270 км/ч, а также на несколько секунд выйти на режим полета с m=1, однако в тот же день аппарат пострадал при неудачном приземлении, что привело к окончанию серии испытаний. Знакомые вены

Сейчас команда Картера занята строительством новых экспериментальных машин. В ближайшее будущее в небо должны взмыть двухместная и четырехместная модели. Первый летательный аппарат будет внешне и по конструкции напоминать предыдущий прототип, но летать чуть медленнее. Крыло станет больше – для устойчивого полета на высоких скоростях при замедленном вращении несущего винта. Четырехместная модель сможет лететь со скоростью 370 км/ч, но в дальнейшем Картер собирается представить еще более мощные версии. Например, 1200-сильную, оборудованную газовой турбиной, которая будет развивать скорость 480 км/ч. И это только начало: Джей Картер полагает, что в будущем его аппараты смогут летать со скоростью до 800–900 км/ч, но это уже предел: если лететь быстрее, то законцовки лопастей будут оказывать слишком высокое сопротивление. Космос: новости

Далеко не все специалисты верят в успех проекта Картера. Мартин Холлман, известный в Соединенных Штатах разработчик вертолетов, настроен скептически. «Главная проблема, – говорит он, – в лопастях несущего ротора. Слишком легкомысленно считать, что при полете на высокой скорости они будут спокойно молотить воздух, не создавая ощутимого сопротивления. Такой аппарат вряд ли когда-нибудь сможет стать серийным». Самосборный нанококтейль

Озадачивает и вопрос безопасности. Как бы ни привлекали людей высокая скорость и экономичность автожира Картера, никто не будет летать на нем, если он проявит себя менее надежным, чем другие аппараты. Так что серийное будущее крылатых автожиров конструкции Джея Картера – Carter-Copter – пока остается под вопросом. Несомненно лишь одно: мир продолжит следить за разработками Картера с неподдельным интересом. Прорыв в сантиметры


Проекты Джея Картера Прощай, бензин?

Машина энтузиастов Сила Солнца

Двухместный аппарат Картера находится в стадии строительства, так что уже в скором времени он взмоет в небо. По конструкции он будет сильно напоминать своего предшественника, но несколько проигрывать ему в скоростных характеристиках, зато будет дешевле в производстве и безопаснее. В зависимости от типа выбранного двигателя Rotax 912S или Rotax 914 максимальная скорость аппарата составит 190–210 км/ч. Это будет самый доступный аппарат Картера, продажи которого он собирается начать еще в этом десятилетии. Робот – наш рулевой

Частная авиация На зимние квартиры

По мнению Картера, его автожир получит широчайшее применение в частной авиации. На скорости около 160 км/ч крыло создает основную подъемную силу, тогда как несущий винт замедляется и разгружается. Дальность полета пассажирского варианта автожира без дозаправки может быть доведена до 5000 км. Максимальная скорость аппарата приблизится к 750 км/ч, хотя экономически целесообразней не превышать 670 км/ч: на более высокой скорости несущий винт начинает создавать ощутимо большее сопротивление. Микро-микроволновка

Боевой аппарат Прилипала

Военный автожир CHT (Carter’s Heliplane Transport), проект которого Джей Картер разработал по заказу агентства DARPA, по расчетам команды конструкторов, будет перевозить до 32 т грузов. За счет использования крыла он сможет лететь со скоростью 670 км/ч на высоте около 12 км – заметно быстрее, чем ныне существующие вертолеты, – и при этом расходовать меньше топлива. Так, при полезной нагрузке 20 т автожир, по расчетам компании Картера, может преодолеть дистанцию 2500 км без дозаправок. На рыбьем меху


Предел винтовой скорости Холодильник для Венеры

Джей Картер первым в истории винтокрылой техники смог достичь рубежа m=1. Пилот его экспериментального аппарата пролетел несколько секунд в таком режиме. На новых опытных машинах Картер собирается выйти на режим m>1. Это позволит винтокрылым аппаратам летать со скоростью поршневых самолетов и расходовать не намного больше топлива.

Почему винтокрылая техника с одним несущим винтом не может летать быстрее 400 км/ч? Основная проблема заключается в том, что скорость полета ограничена числом m – отношением скорости горизонтального полета к скорости законцовки лопасти несущего винта относительно воздуха. Чем быстрее движется аппарат, тем выше это число, но максимальная скорость аппарата ограничена: в теории число m не может быть больше единицы, а на практике оно ограничено еще меньшими значениями. Проблема заключается в разнице между воздушными скоростями наступающей лопасти (идущей вперед) и противоположной – отступающей. Скорость первой складывается со скоростью набегающего воздушного потока, тогда как скорость второй, наоборот, уменьшается на то же число.

В результате подъемная сила наступающей лопасти увеличивается, а отступающей – падает, что приводит к асимметрии общей подъемной силы. Чтобы компенсировать это явление, применяется стандартное решение – изменение угла атаки. У наступающей лопасти он уменьшается, а у отступающей увеличивается, что и приводит к выравниванию подъемной силы. Однако если скорость летательного аппарата будет настолько высока, что скорость отступающей лопасти относительно воздуха окажется нулевой и она лишится подъемной силы, аппарат опрокинется набок, поскольку подъемная сила на наступающей лопасти сохранится. При этом на практике это может произойти раньше, чем при m=1. У возможности компенсации подъемной силы углом наклона тоже есть свой предел. Так что во избежание срыва потока с лопасти нельзя слишком сильно увеличивать угол атаки.

Чтобы при росте скорости полета не доводить угол атаки до критического, на вертолете можно увеличить частоту вращения ротора, но и здесь есть свой предел. При приближении скорости вращения лопасти к скорости звука резко возрастает сопротивление вращению – так что, чтобы КПД был не слишком низким, приходится ограничивать скорости законцовок лопастей тремя четвертями скорости звука. Исходя из этого правила, теоретический предел скорости вертолета с одним несущим винтом не может быть намного выше 400 км/ч. Однако на практике вертолеты летают медленней. Считается, что для сохранения работоспособности несущего винта число m не должно превышать значения 0,4. Тем не менее полвека назад экспериментальному конвертоплану-автожиру McDonnell XV-1 удалось достичь значения m=0,92, а в июне 2005 года Джей Картер достиг своей заветной цели – m во время полета его автожира несколько секунд было равно единице. При этом пилот не чувствовал какого-либо дискомфорта при полете.

В ходе следующих испытаний Картер планировал еще увеличить число m, но его аппарат при слишком жестком приземлении был поврежден. Теперь выполнение этой задачи ляжет на следующие опытные машины Джея Картера.





Нанорадио | Лифт не работает | Быстрее только мысли | Конец миссии FUSE | Космос: новости | Галопом от троллей | Бутерброд для ловли света | Сделай волне пирсинг | Треки свело! | По морям, по волнам | Большой бинокулярный телескоп | Заглянуть внутрь | Знакомые вены | СПИД как спам | Космос: новости | Порошок нового века | Самосборный нанококтейль | Вирусы созидают | Прорыв в сантиметры | В полном объеме | Прощай, бензин? |