Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Технологии - Связь восходящего солнца


Телефон на все руки
Технология i-mode, которой обязана своим успехом японская мобильная связь, осенью будет запущена в российской сети МТС. Поезд будущего

«Наша компания предъявляет к телефонам два основных требования, – сказал нам Такеши Нацуно, директор отдела стратегического развития технологии i-mode компании NTT DoCoMo, ведущего японского оператора мобильной связи. – Первое: они должны выдерживать две тысячи падений с двухметровой высоты», – он вытянул руку над головой и отпустил хрупкую на вид «раскладушку», которая в полном соответствии с притяжением Земли хлопнулась на пол. Нацуно несколько раз пнул упавшую трубку об стену и продолжил: «Второе требование еще более важно. Японцы очень любят разговаривать по телефону, лежа в ванной, так что трубки должны работать при стопроцентной влажности». Столик, который изменит мир

Впереди планеты всей В космос на паровой тяге

В отношении мобильной связи Япония значительно опережает весь остальной мир. Стандарты, относящиеся к семейству стандартов третьего поколения (3G) IMT-2000, работают там с 2001 года. Причем связь 3G (впрочем, наряду с 2G) обеспечивают все японские операторы: NTT DoCoMo (под маркой FOMA) и Vodafone (J-Phone) работают в стандарте W-CDMA, а KDDI предоставляет услуги связи в стандарте CDMA2000 (1x и 1xEV-DO). Такая жесткая конкуренция заставляет операторов постоянно предлагать абонентам все новые и новые услуги. Казалось бы, в подобных условиях отличия между операторами (с точки зрения абонента, конечно) должны практически стереться. Однако на самом деле все совсем не так. Абсолютно все мобильные телефоны в Японии продаются с контрактами. В любом японском магазине, где продают мобильники, можно увидеть огромные витрины с аппаратами самых разных моделей и производителей. Витрина, на которой представлены телефоны NTT DoCoMo, сразу выделяется среди остальных «операторских» витрин. И не только фирменными цветами: выставленные там аппараты, несмотря на то что выпущены они разными производителями, похожи друг на друга, как близнецы. На них нет даже имени производителя, точнее, оно зашифровано всего одной или двумя буквами: F901i, например, выпущен компанией Fujitsu, N901i – NEC, а SH901i – Sharp. В остальном телефоны практически одинаковы: это, как правило, «раскладушки» (реже – «слайдеры», например D901i компании Mitsubishi) с 1,3 или 2-мегапиксельной внешней камерой и внутренней камерой VGA (для видеосвязи: каждый 6-й вызов в Японии – видеозвонок). Мягкий тормоз

Оператор и производители Следите за руками

Даже кнопки в телефонах DoCoMo расположены по одной и той же схеме! Тайный сговор производителей? Совсем нет: в отличие от остальных операторов, использующих «готовые» телефоны, у NTT DoCoMo, крупнейшего японского оператора мобильной связи, свои собственные требования к аппаратам. И требования эти довольно жесткие – они предусматривают как технические детали, так и особенности дизайна (расположение и назначение кнопок), и даже устойчивость к влажности и ударам, упомянутые в начале статьи. В результате у производителей остается не так уж много простора для маневров: например, вставить в торец телефона внушительный светосильный объектив видеокамеры (P900iV) или сканер отпечатков пальцев (F901iC). Ну и, само собой, для телефонов выпускаются различные цветные панельки.
Причина подобной унификации – не в прихоти, а в изобретении компании NTT DoCoMo. Многие эксперты считают, что именно оно изменило облик современной японской мобильной связи, причем даже в большей степени, чем переход с 2G на 3G. Имя этому изобретению – i-mode. Миссия: астероид

Что такое i-mode? Зачем человеку два глаза

В Японии я неоднократно задавал этот вопрос различным сотрудникам компаний-производителей телефонов, продавцам в магазинах и даже поставщикам услуг i-mode (уж кому, как не им, знать!). Однако внятный ответ на этот вопрос дал только Такеши Нацуно: «Нет никакого секрета. С технической точки зрения i-mode – это всего лишь возможность доступа в интернет с мобильного телефона через специальный портал, со всеми вытекающими отсюда возможностями: email, возможность просмотра html-документов, Flash-презентаций и выполнения Java-приложений». Пиво в полете

Концепция i-mode родилась задолго до перехода на 3G. В конце концов, 3G само по себе всего лишь предоставляет высокую скорость передачи данных (384 кбит/с), а какая от этого польза простому абоненту? Именно так и подумал Такеши Нацуно, когда предложил в конце 1990-х годов очень простой и понятный набор услуг, своеобразный интерфейс между оператором и абонентом. «Многие менеджеры NTT меня тогда не поддержали, заявляя, что абонентам это не нужно. Теперь они уже больше не работают в компании. Время доказало, что я был прав: сейчас каждый третий японец использует i-mode (всего более 43 миллионов). Впрочем, даже я не ожидал такой популярности: социологические опросы показывают, что абоненты предпочитают сервисы i-mode газетам, ТВ и даже интернету!» Летаем сами

i-mode по-русски Космос: новости

Услуги i-mode не привязаны к поколению 3G или вообще к стандарту мобильной связи. Глядя на успех технологии, запущенной в Японии в 1999 году, другие компании тоже пожелали внедрить у себя подобные услуги. В 2002 году технология перешагнула границу, и сейчас уже операторы в девяти странах (Германия, Нидерланды, Тайвань, Бельгия, Франция, Испания, Италия, Греция и Австралия) обеспечивают услугами i-mode около 4 миллионов абонентов. Вскоре к ним присоединятся жители Израиля, Великобритании и Ирландии. Анти-Армагеддон

В сентябре этого года i-mode появится и в России: один из ведущих операторов мобильной связи – МТС («Мобильные ТелеСистемы») – купил у NTT DoCoMo лицензию на эту технологию, а NEC разработала программно-аппаратную платформу. Эта же компания будет поставлять и мобильные телефоны стандарта GSM с поддержкой i-mode (доступ к услугам будет осуществляться с помощью протокола GPRS). Как рассказал «ПМ» директор по связям с общественностью компании «Мобильные ТелеСистемы» Павел Нефедов, первыми такими терминалами станут «раскладушка» NEC 411i и «брикет» NEC 343i. Точные цены на услуги i-mode пока неизвестны, но ожидается, что они будут вполне демократичны (среднеактивный пользователь будет платить за эти услуги приблизительно $10 в месяц). В любом случае мы не сомневаемся, что это будет дешевле и удобнее, чем SMS и MMS. А вот будут ли телефоны, изготовленные NEC по заказу МТС, выдерживать две тысячи падений на пол и разговоры из ванной? Интерактивная бумага


Японская мобильная мода Космические кораблики

В сопроводительной бумаге, которая была разослана нашей группе российских журналистов, было написано: «Помните, что на встречах с руководством японских компаний принят формальный стиль одежды». Как оказалось, в отношении мобильных телефонов японцы совсем не придерживаются подобного официоза. В день приезда в Японию всем нам были вручены во временное пользование мобильные телефоны самых последних серий. Привыкшие к тому, что бизнес-функциональность принято облачать в строгую официальную оболочку, мы были удивлены, увидев корпуса «в цветочек» и со стразами. Удивление наше возрастало по мере взгляда на огромные ЖК-дисплеи, на которых в качестве заставок улыбались и подмигивали диснеевские герои. Но по-настоящему мы были шокированы, когда при входящем звонке на один из телефонов услышали вызывную мелодию. Это оказалась песня «Нас не догонят» группы «Тату», переведенная на японский язык! Крыло по памяти


Джентльменский набор Вычислительная механика

Базовые сервисы i-mode не привязаны к стандарту 3G. Они предусматривают возможность чтения html-документов, картинок GIF и JPEG, доступа к Web-сайтам по http, SSL (лучше, если сайты будут оптимизированы), воспроизведения MIDI. Телефон i-mode должен понимать Macromedia Flash и Java-приложения (называемые i-appli). Первый номер

Простейшие применения i-mode – это E-mail (в том числе i-shot – возможность отсылать сделанные встроенной камерой фотографии) и доступ в интернет.

Сервис i-area подсказывает абоненту, где он находится. Внешне это может иметь различные формы – от адресов (и меню) ближайших ресторанов до интерактивной карты местности и даже полноценной навигационной системы (не имеющей ничего общего с GPS)! Точность позиционирования в центре Токио, например, может достигать 2 метров (!), а за городской чертой – падать до 1–5 километров.

FeliCa – многофункциональный RFID-чип. Во-первых, это мобильный кошелек, с помощью которого можно расплачиваться более чем в 20 тысячах японских магазинов (а ведь сервис запущен только в этом году!). Во-вторых, некоторые компании применяют FeliCa-телефоны как пропуска. А японские авиакомпании используют FeliCa вместо паспортов для ускорения регистрации на внутренних авиарейсах. Любая операция с помощью FeliCa – от покупки до регистрации – занимает не более 10 секунд. Безопасность обеспечивается с помощью пин-кода или биометрической идентификацией (отпечаток пальца). Как рассказал нам Такеши Нацуно, «исследования показали, что потерю бумажника человек обнаруживает в среднем в течение полутора часов, а потерю мобильного телефона – всего за 10 минут».

Высокая пропускная способность сети 3G дала возможность добавить к сервисам i-mode еще несколько приятных моментов: воспроизведение MP3 и MPEG, а также выполнение больших приложений i-appli. Например, все телефоны серии 901i умеют работать в качестве пульта ДУ для обычной бытовой техники, и могут даже программировать видеомагнитофоны на запись с помощью системы G-code (у нас она носит название ShowView). Программа вещания, разумеется, скачивается при этом со специального сайта.

Chara-den – очень популярная у японцев услуга. При видеосвязи она дает возможность заменить собственное изображение рисованным персонажем. Поведением такой «мультяшки» можно управлять – жестикулировать, показывать эмоции с помощью мимики и т.п. В такой роли диснеевские персонажи в Японии – вне конкуренции.

Прямые трансляции бейсбольных матчей привлекают огромные аудитории, но полноценное видеовещание на телефоны требует слишком большой скорости передачи данных. NTT DoCoMo не могла обойти своим вниманием этот второй по популярности в Японии спорт (первый – гольф). Приложение i-appli показывает абоненту бейсбольный матч в виде анимации. Только вместо видеопотока оператор передает на телефон набор команд, согласно которому двигаются бейсболисты и развивается сюжет. Все делается в прямом эфире в полном соответствии с развитием настоящей игры! NTT DoCoMo планирует начать такие трансляции в самое ближайшее время.

Несмотря на то, что набор услуг i-mode весьма обширен, пользоваться ими очень просто. Как говорит Такеши Нацуно, «все идеи новых услуг я проверяю на своей жене. Если после моих объяснений она говорит, что это слишком сложно, я отказываюсь от своих идей или иду их дорабатывать». Именно для простоты использования кнопки на различных моделях расположены одинаково: сменив телефон на новый, пользователь не должен переучиваться (японцы обычно меняют телефон раз в полгода).





Поезд будущего | Точки зрения | Столик, который изменит мир | Как оживить комикс | В космос на паровой тяге | Нанокарандаш | Мягкий тормоз | Мода на орбите | Следите за руками | Кислая батарейка | Миссия: астероид | Без боли | Зачем человеку два глаза | Тверже кости | Пиво в полете | Графеновая наноэлектроника | Летаем сами |