Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Технологии - EXPO-2005Что показали
За несколько недель до моего приезда в Японию в центре Токио у огромного универмага можно было наблюдать невероятную картину: гигантская очередь опоясывала здание торгового центра, напоминая давно забытую очередь у мавзолея. Японцы-энтузиасты занимали места с вечера, ночуя прямо на тротуаре. За чем же стояли? Утром в продажу поступил новый покемон.
Лицо в толпеПримерно такая же очередь выстроилась ранним утром 25 марта перед входом на Всемирную выставку Expo-2005 в японском городе Нагоя. Самые настойчивые провели на ледяном ветру всю ночь. За полчаса до открытия небо над выставкой заполнили частные вертолеты, беспрестанно подвозившие VIP-посетителей.
Витязь в акульей шкуреНагоя – крупнейший японский порт и родной город Toyota. Именем компании даже назван целый пригород Нагои. Поэтому Toyota выступала на Expo-2005 в роли хозяина выставки. Любой посетитель еще до пересечения турникетов на входе уже знал, что Toyota будет показывать на выставке: автобусы без водителей, персональный транспорт будущего и, самое главное, шоу роботов. Об этом рассказывали многочисленные билборды, брошюры и телевизионные передачи.
Птица счастья завтрашнего дняТранспорт будущего
Космос: новостиСразу за входными турникетами указатель IMTS West Gate Station. Нам – туда. Для японцев аббревиатуру IMTS расшифровывать не нужно – Toyota постаралась донести до каждого жителя Страны восходящего солнца ее смысл – Intelligent Multimode Transit Systems (Интеллектуальные транспортные системы). Удовольствие проехаться на транспорте будущего не бесплатное – 300 йен (около $3). Покупаем билеты, выходим на платформу, и к нам подкатывают три автобуса IMTS, за рулем которых демонстративно сидят игрушечные талисманы выставки – духи леса Морицо.
Ящик с пропеллеромТрогаемся. Скорость не впечатляет – максимум 40 км/ч. Замечаем в кабине рядом с духом леса невозмутимого японца. Руля перед ним нет. Зато есть педаль. Одна. Причем человек сидит только в первом автобусе IMTS – два последующих абсолютно «беспилотны». Приглядевшись, замечаем, что автобусы двигаются строго вдоль трассы, выложенной посреди дороги металлическими магнитными кружками, а дорогу ограничивают высокие бетонные бордюры. Другим транспортным средствам доступ на трассу IMTS закрыт.
Размер имеет значениеПозже мы обнаружили точно такие же автобусы на дорогах общего пользования и с водителями за рулем. Чтобы разобраться в этом, потребовалась помощь инженеров Toyota.
Великая ошибка Лео ФендераШоу роботов
Торпедный катер для отдыхаНесмотря на то что организаторы усиленно пропагандировали экологию, все иностранцы прежде всего бросались на поиски роботов. Что уж говорить о японцах, воспитанных на бесконечных сериалах про роботеков и мехов? Поэтому неудивительно, что на шоу роботов, проходящее в гигантском павильоне Toyota, очередь надо было занимать за несколько дней. Спасла лишь журналистская аккредитация...
Сказки роботовВообще-то каждая уважающая себя японская промышленная корпорация считает для себя делом чести производство микроскопическими тиражами человекоподобных роботов – они встречали посетителей перед каждым корпоративным павильоном. Секретами производства компании друг с другом не делятся, хотя функционально все роботы похожи друг на друга. По количеству и размерам роботов в павильоне можно довольно точно судить о масштабах самой компании. На стенде Brother роботов хотя и много, но они очень маленькие и больше напоминают игрушки. Весело болтают с японскими детьми, но на попытку заговорить с ним на английском виновато опускают глаза в пол и замолкают. В павильоне Mitsubishi роботы уже размером с 10-летнего ребенка, шустро бегают по сцене, развлекая публику рассказами о том, что было бы с Землей, если бы не было Луны. Однако все эти роботы передвигаются на колесиках, напоминая инвалидов в колясках. Позволить же себе настоящих ходячих роботов-гуманоидов могут только автомобильные гиганты. Самый известный из них – Azimo, производства компании Honda.
Быстрый и мертвыйНа Expo-2005 Toyota постаралась, чтобы следующее поколение роботов-гуманоидов ассоциировалось с ее именем: представила целый духовой оркестр. Самое интересное, что музыку издают не встроенные синтезаторы, а настоящие духовые инструменты, в которые роботы-музыканты дуют во всю силу своих механических легких, нажимая пальцами на клавиши. Мало того, они играют джаз!
Как звучат $2 млнСамыми сложными получились ходячие роботы-трубачи. Это уже вторая модификация, отличающаяся от первой (показанной в марте 2004 года) более изящными пропорциями. Руководитель подразделения роботов Toyota Сойя Такаги утверждает, что при разработке системы поддержания равновесия использовались фирменные технологии контроля движения автомобиля, а сенсоры на кончиках пальцев и ступнях роботов попали туда прямо со сборочных конвейеров, где аналогичными сенсорами нашпиговывают современные автомобили.
Прогулки с экскаваторамиОднако не весь оркестр передвигался на ножках. Лишь три трубача были «ходячими», один трубач и робот-ударник передвигались на самодвижущихся тележках, а еще два трубача вместо ног имели двухколесные устройства, удивительно напоминающие американское транспортное средство Segway. Мы спросили, не на них ли передвигаются роботы, но господин Такаги гневно отверг это предположение, объяснив, что Segway управляется смещением центра тяжести пассажира, а платформа для роботов по-стоянно находится в равновесии, управляясь специальным контроллером. Получить какую-то дополнительную информацию по роботам не удалось – это коммерческая тайна. Хотя какая уж коммерческая – продавать собственных роботов ни один экспонент в ближайшее время не планирует.
Засветить в ухоКресло на курьих ножках
НеформатКонечно, роботами-музыкантами шоу не ограничивалось. По арене кружили индивидуальные транспортные средства будущего i-Unit. Они светились всеми цветами радуги, внутри каждого сидела очаровательная японка, но, несмотря на это, все ждали появления самого большого шагающего робота – i-Foot. Если честно, то перед выставкой я голову готов был дать на отсечение, что кто-нибудь да выкатит что-то похожее на шагающие штуки из «Матрицы-3». Не выкатили. Пришлось ломиться на шагающее кресло.
Рисунок нанокраскойК великому сожалению всех собравшихся, кресло появилось только в самом конце, прошагало в центр арены, присело и выпустило пассажира. Всё! Самое эффектное, по утверждению Toyota, кресло может ходить по ступенькам, – но его зрителям почему-то не продемонстрировали.
Нано-реставрацияКак я был кинозвездой
Сердечный роботСама по себе Всемирная выставка не очень велика – меньше нашей былшей ВДНХ. Обойти ее можно за час, но вот чтобы попасть хоть в один павильон, нужно стоять несколько часов. Дело в том, что все интересные экспозиции построены по принципу технологических шоу с очень ограниченным числом участников-посетителей – до сотни-двух. Длится каждое в среднем около часа, а желающих попасть – десятки тысяч.
Космос: новостиНапротив гигантского совместного павильона Mitsui-Toshiba мне с редакционным директором журнала Maxim Ильей Безуглым повезло – навстречу нам попался сам директор сооружения. Несколько фраз о России – и доброжелательный японец, отодвинув в сторону дисциплинированных посетителей из очереди, провел нас внутрь. Поверьте, попасть туда стоило. Mitsui и Toshiba представляли ни много ни мало, как кино будущего. Показывали Grand Odyssey – если я правильно понял, очередную серию одной из бесконечных японских героических космических саг. Главная фишка шоу состояла в том, что всех героев фильма (за исключением двух главных) играют зрители.
Новая чувствительностьПеред началом сеанса зрители проходят через специальные шлюзы, по бокам которых стоят трехмерные сканеры. Каждый должен отвести волосы назад и заглянуть, не улыбаясь, в небольшое окно. В течение нескольких секунд лазеры полностью снимают трехмерный образ лица, после чего компьютер случайным образом распределяет роли. В фильме четыре типа персонажей: Brain – мыслители, Authority – инженеры и управленцы, Receiver – телепаты и Guardian – воины. Героев, показываемых крупным планом, в фильме около 30 человек. Всем им подставляются лица зрителей, которые не выглядят мертвой маской – вся мимика персонажа сохраняется. Просмотровый зал небольшой, как раз вмещающий число зрителей, равное числу персонажей. В нашем же случае все оказалось гораздо интереснее, так как нас, русских журналистов, было всего двое. Каждому пришлось засовывать голову в сканер раз пятнадцать. В итоге половина действующих персонажей оказалась с моим лицом, а половина – с лицом Ильи. Так как выражение лица при каждом сканировании несколько менялось, то через некоторое время я стал различать на экране клоны самого себя – одни более веселые, другие – совсем серьезные. Большинство героев с моими лицами копались в реакторах или разрабатывали планы обороны звездолета, клонам же Безуглого досталось большинство героических ролей воинов и защитников.
Цветочки нанотехнологийПосле первых же кадров, где мой клон очень героическим голосом на хорошем японском начал отдавать приказания другим моим клонам, я от смеха сполз с кресла на пол. Судя по всему, программа была рассчитана исключительно на японцев и специально слегка увеличивала глаза. Плюс пафосное выражение лиц героев, при котором глаза и так широко открыты... – в итоге у наших клонов глаза вот-вот готовы были вылететь из орбиты.
На грани фантастикиБлиже к концу фильма началась классическая голливудская сцена: отважный командир доводит до воинов задачу, от выполнения которой зависит судьба человечества. Выжить практически ни у кого из защитников шансов нет. Ну и камера крупным планом начинает скользить по серьезным мужественным лицам героев. Обычно при этом у половины зрителей слезы наворачиваются на глаза – только не в нашем случае. Командир-Бузуглый (с выпученными глазами, разумеется) отрывисто на японском языке объяснил задачу, после чего камера начала скользить по ряду не менее героических лиц других Безуглых, которые после нескольких секунд размышлений о судьбе человечества пристегнули на спины гипердвайвы, схватили в руки лазерные пушки и улетели навстречу Подвигу.
Раскаленная электроникаПосле окончания сеанса мы долго уговаривали устроителей шоу скинуть фильм нам на диск, предлагали любые деньги, но – бесполезно. Американское помешательство на защите личной жизни докатилось и до этого славного острова – сразу после демонстрации фильма файлы со зрительскими данными автоматически стираются. По крайней мере, нам так сказали.
Самая глубоководная подлодкаДухи леса
Патриархи компьютерного векаОфициально тема выставки звучит для европейца довольно странно: «Мудрость Природы». Не помогает и полная расшифровка: «Матрица Природы. Искусство жизни. Развитие экосообществ». «А можно более подробно?» – спросили мы нашего любезного гида. «О, – ответила она, – тогда начать надо с Духов леса, символов выставки. Дело в том, что молва об Expo-2005 донеслась и до них, и Дедушка леса (как мы поняли, главный среди них) прибыл на выставку, чтобы представлять лес. Духи леса могут вызвать легкое дуновение ветерка или послать нежные лучи солнца усталым людям. Зовут Дедушку леса Морицо, родился он до нашей эры в лесу Кайшо под городам Сето в префектуре Аичи. Выглядит он как старик, но на самом деле может быть и женского рода – никто точно не знает, кто он. Его волосы развеваются на ветру. Имеет склонность баловать детей леса. Кстати, вместе с ним на выставку пришел и Дитя леса Киккоро – мальчик и девочка в одном лице…» На этом месте мы оторвались от гида и пошли искать роботов. Ведь именно ради них мы приехали на выставку.
Записки заэкраньяЗачем Земле Луна
Экспозиция в гигантском павильоне Mitsubishi отвечала всего на один единственный вопрос: что было бы с Землей, если бы не существовало Луны? Вопрос, который, как мне кажется, может серьезно волновать только японцев. Выстояв несколько часов на холоде, можно было попасть в относительно теплый кинозал, где зрителям показывали 15-минутный фильм про динозавров. Всё.
Кубический павильон Hitachi с гигантским каньоном и водопадом посредине оказался более забавным. При входе посетителям выдавались небольшие планшеты с жидкокристаллическим дисплеем. Прогуливаясь по коридору с фигурками вымирающих животных, можно было прикасаться к ним этим планшетом, и на экран выводился небольшой фильм и подробная информация о каждой зверушке. Дальше планшеты отбирали, взамен выдавая специальные бинокли, и запускали в искусственные джунгли. Если смотреть на них через бинокль, то они кишели трехмерными обитателями тропического леса, причем некоторые из них вели себя довольно агрессивно, а отдельные особи даже пытались тебя съесть. На руку каждому посетителю крепился специальный датчик, с его помощью некоторых виртуальных животных можно было кормить виртуальной же едой.
Кстати, сразу после шоу роботов японцы начинали искать на выставке шоу мамонтов. Вообще мамонты пользуются в Японии невероятной популярностью. Оказывается, дело в том, что несколько лет назад японским ученым разрешили выкопать в Якутии останки мамонта, получившего имя Юкагир. Мамонт был сильно разрекламирован, тем более что предварительная информация гласила, что Юкагира будут показывать посетителям выставки в замороженном виде. Самое интересное, что множество энтузиастов ломанулись глазеть на мамонта в русский павильон, который, к сожалению, оказался очень тоскливым. Оттуда усталые русские тетеньки с матрешками автоматически перенаправляли постителей в специальный павильон в самом центре выставки с вполне обычным (для жителей России) черепом мамонта. Против нашего мамонтенка Димы из Зоологического музея японский Юкагир не смотрелся.
Транспорт будущего
Подробно о «беспилотном» транспорте IMTS «ПМ» рассказал главный инженер Toyota Motor Масатака Эзаки Интеллектуальные транспортные транзитные системы – Intelligent Multimode Transit Systems – вряд ли заменят весь транспорт в будущем. Они призваны заполнить в городском транспорте узкий сегмент между скоростными трамваями, с одной стороны, и метро и монорельсовым транспортом – с другой. На междугородних трассах ничто в ближайшее время не сможет конкурировать со скоростными поездами и самолетами. Кстати, эти два вида транспорта уже сегодня условно можно назвать беспилотными – современные скоростные поезда и пассажирские самолеты управляются полностью автоматически, экипаж же выполняет лишь контролирующие функции. Метро и монорельсовый транспорт тоже переходят на автоматику. К тому же IMTS в беспилотном режиме передвигаются только по выделенным дорогам, причем следуя магнитным указателям. В чем же уникальность этого транспорта?
Полностью автоматические системы, по мнению японских инженеров, великолепно ведут себя на сильно загруженных регулярных транспортных линиях, перевозящих более 5 тысяч пассажиров в час по фиксированному маршруту. При меньшей загрузке более эффективны традиционные автобусы и троллейбусы, однако при пассажиропотоке свыше 2,5 тысяч пассажиров в час они перестают справляться, не помогают даже спаренные автобусы-»гармошки». Вот как раз эту-то нишу и призваны заполнить IMTS.
Принцип их работы таков. На загруженных направлениях автобусы следуют по выделенным трассам гуськом друг за другом. IMTS способны очень точно поддерживать дистанцию и, в зависимости от загрузки линии, могут составлять «поезда» разной длины. На конечных участках «поезда» могут расцепляться на отдельные корпуса и продолжать движение в одиночку. Там, где использование выделенных путей становится нерентабельным, за руль садятся водители, которые продолжают движение по дорогам общего пользования.
IMTS-транспорт не обещает быть дешевым: построить ограниченные с двух сторон бетонными бордюрами полосы движения в оживленном центре города можно, только подняв их на опорах в воздух. По сути, мы получаем монорельсовую дорогу. Экономим только на рельсах и силовых электрокабелях.
Впрочем, IMTS уже существует – с октября 2001 года четыре беспилотных автобуса парами снуют между двумя станциями рядом с Осакой в развлекательном парке Аваджи по трассе длиной 1200 м. Правда, внешне этот IMTS-транспорт похож на обычные автобусы. Для Expo-2005 инженеры Toyota разработали специальные автобусы будущего с огромной площадью остекления. Легкий несущий корпус сделан целиком из углепластика. На крыше под обтекателями установлены баллоны со сжатым газом, на котором работает двигатель. Всего было изготовлено 13 таких шаттлов.
В конце мы задали господину Эзаки мучавший нас вопрос – зачем в первом автобусе рядом с куклой сидит человек. Оказалось, у него одна функция – если неожиданно на дорогу перед IMTS выскочит человек или кошка, он нажмет на тормоз. Вот такой «человек-тормоз».
Хорошо сидим
На любого европейца, оказавшегося в Японии, самое сильное впечатление оказывают не роботы и не борьба сумо, а японские унитазы. К встрече с ними я, как мне казалось, был подготовлен рассказами друзей, уже побывавших в Стране восходящего солнца. Тем не менее, зайдя первый раз в туалет в своем гостиничном номере, я был потрясен. Крышка унитаза была нагрета точно до температуры моего тела. Воздух освежен и нагрет до температуры 22оС встроенным кондиционером. При моем приближении крышка автоматически поднялась, и заиграла негромкая музыка, вводящая в состояние блаженства.
После окончания процесса откуда-то снизу плавно выдвинулась небольшая телескопическая штанга и аккуратная струя теплой воды вымыла все то, что европейцы очищают туалетной бумагой, а струя теплого воздуха из встроенного в унитаз фена высушила. Вода плавно, без звука, удалила продукты моей жизнедеятельности, оставив ослепительно-белую поверхность фаянса. В завершение унитаз вежливо спросил меня о чем-то на японском. К сожалению, я не смог поддержать беседу – мои познания в японском ограничиваются четырьмя фразами, ни одна из которых собеседника не заинтересовала.
Национальные традиции
Такой унитаз в Японии не редкость – более половины семей имеют что-то подобное. Весь японский рынок поделен в основном между тремя компаниями: Toto, Inax и Matsushita Electric, известной у нас более по марке Panasonic. Кстати, довольно забавно смотрятся унитазы, где по окружности сиденья большими буквами написано PANASONIC.
Причину увлечения сантехникой в интервью New York Times раскрыл директор по маркетингу Inax Масаширо Игучи: «В японском доме единственное место, где можно спокойно посидеть в одиночестве, – это туалет». И унитаз в нем занимает место основного центра развлечений.
Современные японские унитазы умеют многое. Продукция Matsushita может изменять температуру в туалете на 7 градусов за полминуты и массировать ягодицы теплыми струями воды. Топовые модели Inax снабжаются двумя стереодинамиками и слотом под флеш-память с любимыми мелодиями в формате MP3. Но всех превзошел унитаз Toto под ласковым названием WellyouII: небольшой механический манипулятор с ложечкой берет анализ мочи, автоматически отслеживая уровень содержания сахара.
Унитаз-доктор
За такой сантехникой – будущее. Дело в том, что население Японии быстро стареет, и все больше людей нуждаются в постоянном медицинском контроле. В ближайшее время «большая туалетная тройка» выпустит на рынок унитазы – домашние медицинские центры. Крышка унитаза будет взвешивать с точностью до долей грамма, измерять кровяное давление и пульс, а встроенная мини-лаборатория – анализировать уровень содержания сахара, альбумина и крови в моче. Мало того, ведутся работы по трехмерному детектору струи мочи, который строит баллистическую кардиограмму – дело в том, что напор, извините, струи непостоянен и довольно точно позволяет моделировать работу сердца. Ну а результаты исследований будут передаваться через интернет в медицинский центр для дальнейшей обработки.
Восток – дело тонкое
Перед отъездом из Японии мне приспичило туалет в офисе крупнейшей японской корпорации. Из четырех дверей на трех красовалась надпись: Western Style. Открыв одну из них, я обнаружил уже привычные мне японские унитазы. На последней двери было написано: Japanese Style. Я толкнул дверь, ожидая увидеть что-то совсем невероятное. Посреди кафельного пола в полу красовалась обычная дырка.
Торпедный катер для отдыха |
Телевизоры с ушами |
Сказки роботов |
Дорога на Марс |
Быстрый и мертвый |
Барабашка |
Как звучат $2 млн |
Око за око |
Прогулки с экскаваторами |
Взрослые игры |
Засветить в ухо |
Марсианские хроники |
Неформат |
Бегущие по проводам |
Рисунок нанокраской |
Наши планы |
Нано-реставрация |
Удачливая астрономия |
Сердечный робот |
Эдисон был прав |
Космос: новости |