Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Технологии - Панцирь для гидрокосмоса


От гнева Нептуна
Подводный скафандр подгоняется по размеру, как хороший костюм, выковывается, как меч, и передвигается под водой, как вертолет. Соло в стиле технорок

На переднем крае освоения глубин – батискафы и подводные роботы. Это разведчики, они предназначены в основном для наблюдения, хотя их манипуляторы позволяют брать пробы и образцы (вспомните, как Джеймс Кэмерон снимал свой знаменитый «Титаник» при помощи российских глубоководных аппаратов «Мир»). Однако все чаще возникает необходимость в работе на глубинах в сотни метров, а ее способен выполнить только человек. Основные заказчики – нефтяные компании, которым необходимо строить подводные буровые платформы, и военные, которым нужно иметь планы на случай спасательных или подъемных работ (случай с «Курском» весьма показателен). Деревянные самураи

Под водой Гибкий подход

При работе на больших глубинах (от 60 м) применяются два основных метода подводных работ. Первый – это метод длительного пребывания (saturation dive). В этом случае водолазы погружаются в мягких скафандрах, но дышат не воздухом (он на таких глубинах токсичен), а специальными газовыми смесями (гелий + кислород + азот). Перед погружением водолазы несколько суток проводят в барокамере, чтобы адаптироваться к давлению на нужной глубине, там же они живут в перерывах, а опускают их под воду и поднимают на судно в водолазном колоколе. После окончания работ требуется длительная декомпрессия (десятки суток). Эксплуатация сложных барокомплексов (барокамера, водолазный колокол, спускоподъемное устройство, система подготовки дыхательной смеси) стоит дорого и требует многочисленного технического и медицинского персонала. Поэтому такие системы трудно использовать, например, для спасательных работ: их нельзя оперативно развернуть. Фруктовые сосиски

Более современный метод подводных работ – погружения в нормобарических скафандрах. Слово «нормобарический» означает, что внутри такого скафандра нормальное атмосферное давление и водолаз дышит обычным воздухом. Компрессия и декомпрессия при таких погружениях не нужны, не требуется барокамера, не ограничена декомпрессионными рамками скорость погружения и всплытия. Набор из скафандра, подъемного устройства и палубного оборудования весит немного и может быть быстро переброшен к месту работ по воздуху. Время развертывания исчисляется часами, что критично для спасательных работ, где скорость означает грань между жизнью и смертью людей. Свет мой, зеркальце, скажи...

Броня крепка Солнцепоклонники

По сути, нормобарический скафандр – это большая консервная банка, только человек находится не снаружи, а внутри, как килька в томате. Стенки этой «консервы» имеют толщину больше сантиметра и отлиты из алюминия (у модели HS1200), а у более глубоководной версии HS2000 – выкованы (и отфрезерованы), как латы у средневековых рыцарей – только толще. Цифровой Голливуд

Поскольку оболочка принимает на себя чудовищное давление на больших глубинах (от 30 до 60 атмосфер), она совершенно жесткая. А водолазу, чтобы не просто рассматривать рыбок сквозь полусферический иллюминатор, но и выполнять, например, резку, сварку, дефектоскопию или спасательные работы, нужно иметь возможность сгибать руки и ноги. Для этого конечности сделаны «суставными» – они разделены на сегменты герметичными подшипниками специальной конструкции, расположенными друг относительно друга под строго рассчитанными углами: руки и ноги сгибаются за счет поворота сегментов. Такая схема обеспечивает подвижность жесткой «скорлупы» при огромном внешнем давлении. Киборги приближаются

Чтобы не усложнять конструкцию многочисленными пальцевыми суставами, вместо перчаток используются манипуляторы со сменными схватами, напоминающие щипцы или клешни. Рядом с манипулятором могут быть установлены различные инструменты (например, гайковерт, дрель или приборы дефектоскопии). Умный магнитобус

Подводный вертолет Новая «Ангара»

Понятно, что при такой конструкции скафандра ходьба – не лучший способ передвижения (хотя опытные пилоты используют подвижность «ног» для удобства работы). Поэтому Newtsuit оснащен двумя двигателями, каждый из которых вращает два гребных винта. Управляются они педалями – левая педаль контролирует движение по вертикали, правая – по горизонтали и поворот. «По способу передвижения Newtsuit больше напоминает вертолет, а не пешехода. Когда проводилось обучение специалистов ВМФ России, водолазам пришлось отучаться от привычки передвигаться привычным способом. Не зря же этих людей называют пилотами», – смеется Борис Гайкович, инженер по эксплуатации скафандров Newtsuit компании «Дайвтехносервис». Как и у вертолета, винты скафандра вращаются во время всего погружения с постоянной скоростью, а меняется лишь их шаг (угол атаки лопастей). Такой способ позволяет быстрее и точнее управлять движением (при наличии подводных течений это очень важно). А вот «кресло» пилота совсем не вертолетное – оно скорее напоминает велосипедное седло. Марсоходы набираются ума

Нам сверху видно все Растите, волосы, растите!

Скафандр Newsuit – это фактически маленькая субмарина. Но, несмотря на свою автономность, она привязана к кораблю обеспечения прочным «поводком» – кабель-тросом. И совсем не для того, чтобы не потеряться – с поверхности по кабель-тросу подается электропитание на двигатели, освещение и систему газоочистки. Оборвать кабель-трос практически нереально: он рассчитан на рабочую нагрузку 907 кг (в модификации HS1200 для ВМФ России – 1200 кг) и на разрыв при нагрузке более 6 т. Единственный, кто может сделать это, – сам пилот. В случае запутывания троса его можно перерезать при помощи специального механизма (после этого пилот сбрасывает двигатели, всплывает на поверхность и ждет, когда его подберут, обнаружив сигналы УКВ, проблескового или гидроакустического маяка). Кабель-трос служит не только для подачи электропитания, но и для двухсторонней связи. Оператор на судне обеспечения слышит пилота и видит обстановку благодаря цветной видеокамере (управлять ей он может самостоятельно). Для навигации (особенно в мутной воде) используется гидролокатор, его экран расположен перед оператором, который и «наводит» пилота. Все данные (видео с камеры, переговоры, данные гидролокатора и системы жизнеобеспечения) записываются для дальнейшего использования (например, для Морского регистра Ллойда). Оператор (как и пилот) контролирует еще один жизненно важный аспект: показания системы жизнеобеспечения (содержание кислорода, углекислого газа, давление, температура, глубина, давление в баллонах). И, наконец, подобно инспектору ГАИ, останавливающему нарушителя взмахом жезла, при опасности столкновения оператор может вмешаться и со своего пульта нажатием одной кнопки отключить питание на двигатели. Пилот также может сделать это, но включить питание вновь можно только с поверхности – таков алгоритм обеспечения безопасности работ. Личная подлодка

Лифт-кондиционер Зеркало-окно

Если зимой, в мороз, вам приходилось сидеть час-другой в машине с заглохшим мотором, вы примерно можете себе представить, как обстоит дело с климатом внутри цельнометаллического скафандра. Вода на тех глубинах, где производятся работы (в особенности в российских морях) довольно прохладная, поэтому пилоты надевают теплые комбинезоны и даже берут с собой каталитические грелки. Газоочиститель при поглощении углекислого газа тоже выделяет тепло, что обеспечивает дополнительный обогрев. Здоровый зуб

А вот кондиционера в скафандре, увы, нет: если вода теплая, приходится изобретать способы охладиться. Например, американские пилоты, работающие в Мексиканском заливе на подводных нефтяных платформах на небольших глубинах (30–40 м), после часа работы просят разрешения «сбегать» на несколько десятков метров глубже, где вода имеет значительно более низкую температуру. А «остудившись», вновь поднимаются и принимаются за работу. Кинотеатр в кармане

Автор благодарит компанию « Дайвтехносервис» за помощь в написании статьи. Электронный братец Гримм


Штучная работа Космос: новости

Технические характеристики скафандра Newtsuit HS1200 Над волнами

Рабочая глубина погружения: 365 м. Высота скафандра: 2,06 м. Вес на воздухе: 378 кг. Вес в воде: 0–2 кг. Рост пилота: 1,6–1,9 м. Материал: литой алюминий. Коммуникации: цифровая проводная связь, гидроакустическая связь (27 кГц). Система жизнеобеспечения: кислородная, дублированная, замкнутого цикла дыхания, с очисткой от углекислого газа, с независимой аварийной вентиляцией, 6–8 часов в рабочем режиме и 42–48 часов в аварийном режиме. Система движителей: с постоянной скоростью вращения двигателей, с изменяемым углом атаки лопастей гребных винтов. Космос: новости

Каждый узел проверяют на наличие дефектов несколько раз – после изготовления, после установки и, наконец, весь скафандр целиком (сначала на испытательной глубине без человека, для HS1200 это 1,4 рабочей глубины, или 511 м). Затем проводится тест на рабочей глубине с пилотом внутри, и только после этого скафандр сертифицируется Морским регистром Ллойда. Универсальный фильтр

Производство Newtsuit – штучное. Изготовление одного скафандра занимает полгода и стоит чуть больше миллиона долларов, от одного до трех месяцев изготавливается спускоподъемное устройство (еще полмиллиона долларов). В «комплект» должны входить два скафандра – в одном работают, другой ожидает наверху в полной готовности на случай спасательного спуска. Космические вышибалы

Скафандр подгоняется под конкретного пилота гораздо тщательнее костюма, сшитого в дорогом ателье. Регулируется длина корпуса, «рукавов» и «штанин», балластировка. В скафандре тесно, но опытные пилоты легко вынимают руки из «рукавов» и манипулируют переключателями. Некоторые пилоты даже берут с собой под воду книжку и во время пауз в работе успевают ее читать. Самолет в гараже


Не подвержены артриту Космос: новости

Хотя идея первого нормобарического скафандра появилась еще в 1715 году («машина для погружений» англичанина Джона Летбриджа), прогресс в этой области сдерживало отсутствие подходящих герметичных шарниров, работающих при большом давлении. До XX века жесткие («панцирные») скафандры относились, скорее, к области интересных теорий. В начале XX века в первых реальных панцирных скафандрах использовались маслонаполненные или шаровые шарниры. Наиболее современные модели Newtsuit оснащены подшипниками конструкции Фила Ньюттена (патент США 4549753), а также усовершенствованными соединениями на их основе (например, патент США 6725464 – см. рисунок справа). Страна шоссейных гигантов

Шарниры скафандра Newtsuit представляют собой гермоподшипники, внутри которых подвижный элемент-поршень передает внешнее давление маслу, находящемуся в специальной полости. За счет такой «масляной подушки» и обеспечивается вращение сегментов на любой глубине. Если происходит нарушение уплотнения и утечка масла, внешнее давление сдавливает подшипник, превращая его в неподвижный, но по-прежнему совершенно герметичный элемент.





Киборги приближаются | Проникновенная камера | Умный магнитобус | Исследовательский десант | Новая «Ангара» | Стерилизация в микроволновке | Марсоходы набираются ума | Там, за облаками | Растите, волосы, растите! | Чрезвычайные сообщения | Личная подлодка | Память переключателей | Зеркало-окно | Пшеничная ткань | Здоровый зуб | Затворы на орбите | Кинотеатр в кармане | Дышите глубже | Электронный братец Гримм | Химия далеко не увезет | Космос: новости |