Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Технологии - В лучах звука


Слышимость избирательная
В одном из залов Музея науки в Бостоне демонстрируется видеоклип Summertime из оперы Гершвина «Порги и Бесс». В зале стоит полная тишина, но трое слушателей перед экраном не пользуются наушниками. Они находятся в зоне действия трех направленных излучателей Audio Spotlight, поэтому первый слышит лишь трубу, второй – скрипку, а третий – вокалиста. Остальные посетители не слышат ничего. Морозный клев

Идея создать излучатель направленного звука имеет давнюю историю. Еще в конце XIX века знаменитый своими чрезвычайно наглядными экспериментами американский физик Роберт Вуд вместе со своим приятелем Портером сконструировал почти трехметровый картонный мегафон диаметром более полуметра. по словам Уильяма Сибрука, биографа Вуда, с его помощью можно было передавать голос на очень большое расстояние – делать неожиданные замечания людям, стоящим за два-три квартала. Сидя в комнате Вуда на верхнем этаже дома на улице Мак-Куллоха, они поджидали подходящую жертву. Человеку, идущему по пустой улице в конце квартала, говорили: «Прошу прощения, вы что-то уронили». Тот останавливался, оглядывался назад, потом под ноги и, постояв минуту, шел дальше. Как-то подшутили над полисменом, любезничавшим с девушкой, сообщив ему нежным голосом, что «у всех полицейских огромные ноги». За двумя зайцами

Неумолимая дифракция Голова профессора Бёрнхама

Большинство современных звуковых излучателей имеет широкую диаграмму направленности. И сделать ее yже чрезвычайно трудно – физика неумолима. Звук – это волна, и угол «расплывания» пучка определяется дифракцией. Чтобы «сфокусировать» звук в узкий пучок, размер излучателя должен превышать длину волны. Это одна из причин, по которой сабвуфер слышно во всем доме, тогда как высокочастотными эффектами можно насладиться, лишь сидя непосредственно перед колонками. Однопиксельная фотокамера

Длина звуковых волн слышимого диапазона может достигать нескольких метров, что существенно превышает размеры традиционных динамиков, поэтому звук привычных нам громкоговорителей распространяется во все стороны. Согласитесь: вряд ли имеет смысл конструировать колонку размером с дом для того, чтобы «целиться» в конкретных слушателей. Другой способ создания узконаправленного пучка звуковых волн (при вполне разумных размерах излучателей) – уменьшение длины волны до сантиметров и миллиметров. но есть одна проблема: услышать такой звук человек не сможет. Вертолет без вертолета

Потомки сонаров Проект Orion: новые подробности

Ультразвук с сантиметровыми и миллиметровыми волнами нашел широкое применение в акустике с 1940-х годов. Сонары (ультразвуковые гидролокаторы) были придуманы, чтобы обнаруживать субмарины в толще воды. в 1960-х исследователи заметили, что из-за нелинейных эффектов в воде появляются более низкие, чем излучаемые, частоты. Это привело к разработке новой математической базы и направленных и широкополосных сонаров, так называемых параметрических акустических антенных решеток. Холодный край земли

В 1975 году профессор Техасского университета Дэвид Блэксток и его студентка Мери Беннетт опубликовали в журнале Американского общества акустиков (JASA) статью о том, что им удалось получить слышимые частоты из ультразвука в воздухе. Следующие 20 лет инженеры Matsushita, Denon и Ricoh пытались извлечь из этого эффекта практическую пользу. При распространении ультразвука в воздухе звук превращался в слышимый, но коэффициент гармонических искажений превышал 50%, поэтому коммерческие образцы так и не появились. Разговоры с небом

В 1990-х этим вопросом занялся студент Северо-Западного университета США Джозеф Помпеи. Традиционные методы воспроизведения звука не устраивали его еще с тех времен, когда он был самым молодым инженером компании Bose (тогда ему было 16 лет!), и он заинтересовался преобразованием ультразвуковых частот в слышимые. Продолжив образование в знаменитом Массачусетсском технологическом институте (МIT), Помпеи провел серьезные исследования в области нелинейной акустики, разработал теорию и, попутно защитив диссертацию, смог в 1997-м сконструировать первый практически применимый узконаправленный источник звука. Зачем лыже хвост?

Звуковая революция Горящие за других

Джозеф Помпеи – воплощение «американской мечты». Получив патент, он основал компанию Holosonic Research Labs, вложив в нее две тысячи долларов. В свои 32 года доктор наук Помпеи находится на пороге появления многомиллиардного рынка революционных звуковых систем. Почечная недостача

Разработка Holosonics под названием Audio Spotlight представляет собой набор небольших ультразвуковых излучателей, объединенных на одной панели. Длина волны ультразвука много меньше размеров динамика, поэтому волны излучаются узким «столбом». Если приложить к Audio Spotlight ухо, мы не услышим ничего – излучаемый звук лежит в диапазоне от 40 до 80 кГц (средний человек воспринимает лишь частоты до 20 кГц). Но по мере распространения в воздухе (примерно через полметра) за счет нелинейных эффектов происходит появление «заложенных» в ультразвуковые импульсы слышимых частот. Google вне компьютера

«Я использую ультразвуковой сигнал сложной формы, полученный путем некоего подобия амплитудной модуляции нелинейно преобразованного аудиосигнала, – рассказал «Популярной механике» Джозеф Помпеи. – Главная часть процесса – алгоритмы обработки и модуляции сигнала, которые я разработал в МIT. Мне удается восстановить слышимый звук Hi-Fi качества c динамическим диапазоном в 100 дБ и гармоническими искажениями, не превышающими 1%. Никто в мире не смог даже близко подойти к таким показателям». Первые шаги невидимки

Исходный аудиосигнал обрабатывается эквалайзером, а затем поступает на вход нелинейного процессора, вносящего необходимые предискажения. Опознать в выходном сигнале исходный звук практически невозможно. Этим сигналом модулируется ультразвук, усиливается и воспроизводится с помощью динамиков. А по мере распространения за счет нелинейности воздуха ультразвук «искажается», восстанавливая форму исходного аудиосигнала. «Звук генерируется прямо в воздухе, а не самим динамиком, – говорит Помпеи. – Это подобно тому, как если бы сделать "звуковую" голограмму, которая и излучает звук. Именно поэтому моя компания называется Holosonic». Земля – астероид – Марс

Голоса в голове «Зомби» на марше

Излучаемый динамиками Audio Spotlight ультразвук образует столб диаметром около метра. Находясь внутри этого столба, человек слышит высококачественный звук, но стоит ему сделать шаг в сторону – и звук полностью исчезает. Звук можно направлять подобно лучу прожектора, адресуя его персонально тому или иному слушателю, он может отражаться от стен, как луч света, сохраняя при этом свою узкую направленность. При этом отражения звука от поверхностей внутри столба (например, от людей) почти не слышны тем, кто находится снаружи. «Это как свет настольной лампы, – говорит Помпеи. – Вы видите, что она включена, но свет ее не мешает, поскольку в глаза попадает лишь очень малая его часть». Волнуешься? Значит, виновен!

Все это позволяет добиться почти невозможного – без всяких наушников и звукоизоляции направлять звук в нужную точку с точностью до нескольких сантиметров. В результате Holosonic Research Labs буквально завалена заказами – крупные выставочные залы и музеи устанавливают Audio Spotlight перед экспонатами (при этом в зале сохраняется тишина, а посетители соседних стендов не мешают друг другу), а торговые центры приобретают Audio Spotlight в качестве источника локальной звуковой рекламы, не повышающей общий уровень шума. Жизнь за пять минут

В офисных шоу-румах звуковыми панелями оснащаются индивидуальные компьютерные терминалы или демонстрационные экраны. В крупных офисных комплексах Audio Spotlight может использоваться также как эффективное средство коммуникации: вместо того чтобы обращаться к конкретному сотруднику по громкой связи, афишируя адресную информацию и отвлекая окружающих, можно обратиться к нему персонально. Кража личности

Несколько лет назад компания DaimlerChrysler представила концепт-кар, в котором излучатели Audio Spotlight расположены над всеми пассажирскими местами. Каждый сидящий в машине может слушать свой диск или радиостанцию, не мешая другим. Это чудо пока не пошло в серию из-за высокой стоимости излучателей ($1000-2000 за каждую панель), но концепт-кар General Motors Juno, оснащенный Audio Spotlight, можно увидеть в выставочном центре Walt Disney’s Epcot Innoventions, посвященном технологиям мира будущего. А авиакомпания British Airways рассматривает установку излучателей Audio Spotlight над каждым пассажирским местом как серьезную альтернативу наушникам. Advanced Step in Inovative Mobility

Так что если вдруг вы услышите голоса, которые не слышит никто другой, – не пугайтесь, вы не сошли с ума. Просто вы попали в зону действия Audio Spotlight. Без хвоста


Нелинeйная акустика

Как правило, воздух можно с определенной точностью считать линейной средой для звука – что излучит динамик, то мы и услышим. На самом деле при распространении звука появляются искажения – но при небольшой интенсивности они очень малы и мы их просто не слышим. При увеличении интенсивности доля искажений увеличивается (простейший пример – появление гармоник). Почему это происходит? Звуковая волна относится к продольным волнам и представляет собой чередование пиков сжатия и разрежения среды. Сжатие происходит в воздухе так быстро, что процесс можно считать адиабатическим, при этом температура повышается. В результате пики сжатия бегут чуть быстрее, чем пики разрежения, и даже идеальный гармонический импульс «расплывается» и теряет синусоидальную форму, что приводит к появлению в его спектре новых частот. Какие именно новые частоты появятся, зависит от вида нелинейности и начальной формы и спектра импульса.
На службе у музы

Технология XXI века не могла остаться незамеченной музыкантами. Лидер легендарной группы U2 Боно уже заказал у Holosonic мощную версию «звукового прожектора», чтобы использовать его на живых шоу (как это делается с помощью световых прожекторов). Кстати, Джозеф Помпеи, еще и отличный джазовый музыкант, рассказал, что музыка во многом вдохновляла его при создании новой технологии: «Я представлял себе хореографию музыкальных звуков, когда отдельные инструменты перемещаются подобно танцорам. Технология Audio Spotlight делает это возможным».
Конкурент

Элвуд «Вуди» Норрис, в отличие от Джозефа Помпеи, начинал оттачивать свои технические знания еще 40 лет назад на службе в ВВС США в качестве техника по обслуживанию радаров. Норрис не имеет ученой степени, зато известен множеством изобретений: от мини-диктофона до персонального вертолета. Первые эксперименты по направленному звуку Норрис проводил в собственном гараже. Он изучил теоретические основы нелинейной акустики, а также инвестировал $40 млн. в разработку нового продукта. Изобретение Норриса, выпускаемое компанией American Technology Corporation, называется HSS (Hypersonic Sound). HSS проигрывает Audio Spotlight по большинству эксплуатационных свойств. Частотный потолок HSS составляет всего 16 кГц, высокий уровень гармонических искажений (до 30%), ограниченный динамический диапазон и невысокая надежность не позволяют системе конкурировать с Audio Spotlight. Поэтому у ATC пока нет ни одной реальной коммерческой инсталляции.

Зато American Technology Corporation намерена предложить свои разработки военным. MRAD (Medium Range Acoustic Device), основанный на принципах нелинейного преобразования частот, позволит военным или полицейским обращаться к конкретному лицу или небольшой группе лиц на расстоянии до 300 м. Сообщение не будет услышано никем, кроме предполагаемых нарушителей общественного порядка, так что его можно передать на очень высокой громкости: благодаря этому, как утверждает ATC, «MRAD обладает особой способностью убеждения». Устройство также может оказаться полезным для служб береговой охраны, которые получат возможность с берега адресно обращаться к владельцам судов. С помощью MRAD можно обратиться с борта вертолета к находящимся на земле, в то время как обычные мегафоны заглушаются шумом двигателей и винта. Следующий шаг ATC навстречу военным – это «звуковая пушка», позволяющая прицельно поражать неприятеля. Можно ли защититься от «звукового огня», просто заткнув уши? Об этом американские военные пока умалчивают.





Голова профессора Бёрнхама | Древнегреческие нанотехнологии | Однопиксельная фотокамера | Только тронь! | Вертолет без вертолета | Уменье шевелить усами | Проект Orion: новые подробности | Объемные данные | Холодный край земли | Микро-микрофон | Разговоры с небом | Белые драконы | Зачем лыже хвост? | Панцирь для гидрокосмоса | Горящие за других | Ударный труд | Почечная недостача | Прибытие поезда | Google вне компьютера | Ракета в паддоке | Первые шаги невидимки |