Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Технологии - Тысяча и одна тарелкаАлхимик Аведис искал золото для себя, а нашел его для всех музыкантов мира
В XVII веке в Турции алхимик Аведис экспериментировал со сплавами меди, олова, серебра и других металлов. Отец Аведиса, армянин, бежавший в Константинополь, спасаясь от притеснений армян в Восточной Анатолии (азиатская часть Турции), отливал металлы на службе у султана Мустафы Первого. Аведис решил пойти дальше отца как в искусстве металлургии, так и в жизни.
«Естественные» издержкиПолучить золото из неблагородных металлов ему так и не удалось, зато в 1618 году Аведис произвел первую в истории музыкальную тарелку с великолепным тембром и небывалой длительностью звучания. Выполнив заказ для армии султана (с помощью шумовых тарелок воины пугали врага), Аведис получил титул и благородное имя Зилджян (Ziljian, Zil ci в переводе с турецкого означает «мастер тарелок», а «ян» – армянский фамильный суффикс).
Облачные фабрикиАведис бережно хранил рецепт музыкального сплава и завел в семье правило: секрет изготовления тарелок передавался от отца лишь старшему сыну. Традиция прервалась только в XX веке, когда Аведис Зилджян Третий перед смертью передал рецепт сразу двум сыновьям, Арманду и Роберту. Его доброта вылилась в многолетние семейные распри и судебные тяжбы, а в 1981 году Роберт покинул семейный бизнес и основал компанию Sabian. На сегодня это основной конкурент Zildjian.
Панамский канал 2.0Рецепты звука
Рожденный зановоСплав меди и олова, использованный Аведисом, не был оригинальным – бронза в те времена была хорошо известна. Однако примененные им уникальные методы плавления делали смесь очень эластичной, устойчивой к образованию трещин после закаливания и очень музыкальной. Компания Zildjian и другие производители тарелок по сей день хранят в строжайшем секрете тонкие нюансы изготовления своих сплавов, несмотря на то, что современные средства химического анализа позволяют с легкостью определить их состав по образцу.
Тепло без соболейТрадиционно лучшим сплавом для тарелок считается колокольная бронза, это смесь олова и меди в отношении 1:5. Колокольные мастера экспериментируют с пропорциями, а также добавляют в бронзу другие элементы, например серебро, золото, фосфор. Колокольная бронза относится к двухфазным сплавам, которые имеют неоднородную структуру. Такие сплавы прочны и хорошо поддаются закалке, однако изначально более хрупкие и сложные в обработке. Поэтому процесс изготовления тарелок из колокольной бронзы практически невозможно полностью автоматизировать – их плавку, обточку и ковку можно производить только при непосредственном участии мастера.
Ядерные орала АмерикиВ последнее время для изготовления тарелок используется мягкая бронза, однофазный сплав, в котором доля олова не превышает 8%. Этот металл широко доступен в виде листов различных размеров и толщины, заготовки тарелок из него получают элементарной штамповкой. Как правило, листовую бронзу используют для изготовления тарелок экономичных серий. Однако в последнее время ряд производителей, в частности Paiste, убедительно демонстрирует, что тарелки высшего класса из листовой бронзы ничуть не уступают традиционным.
Мегабайты вместо миллиметровНекоторые гонги и тарелки чайна делают из латуни. Правда, чаще всего латунь используется лишь для изготовления игрушечных и шоу-тарелок, которые ставят на установку просто для комплекта. Для схожих целей используют нейзильбер (сплав меди, никеля и цинка). Производители серьезных инструментов в поисках нового звука тоже не гнушаются экспериментировать со сплавами. К примеру, тарелки Meinl FX9 изготовлены из марганцевой бронзы (69% меди, 15% марганца, 15% цинка и 1% алюминия).
Ближе к БогуПечь-карусель
Эволюция роботовТрадиционная технология изготовления тарелок требует внушительных затрат квалифицированного труда. Сначала из точно приготовленного сплава отливают заготовку тарелки. Она подвергается горячей ковке, в ходе которой тарелка обретает общие очертания. Многочисленные процессы отжига (нагрева и медленного охлаждения) позволяют снять внутренние напряжения металла. С помощью ручной холодной ковки мастер делает тарелку более твердой в строго необходимых местах. Этот творческий процесс контролируется на слух. За ковкой следует обточка на токарном станке, в ходе которой мастер придает тарелке нужную толщину. Станок лишь вращает тарелку, точило мастер держит в руках. Неравномерная толщина и жесткость тарелки определяют характер ее звучания. При обточке могут формироваться канавки, которые также влияют на звук. Наконец, тарелку можно отполировать и украсить своим мастерским автографом.
Искусственный глазКонечно же, с тех пор как Ринго Старр прославил тарелки Ziljian на весь мир, многократно возросший спрос невозможно было удовлетворить, делая тарелки вручную. При изготовлении высококлассных тарелок из колокольной бронзы процесс отлива и горячей ковки заменили центробежным литьем (rotocasting) и прокатом. В сложной системе печей, размещенных на вращающейся платформе на роликах, создается температура свыше 7500С. Центробежная сила заставляет металл заполнять всю форму. Получившиеся заготовки готовы к финальной ковке и обточке. Более простой способ получить заготовку – отштамповать ее из листовой бронзы.
Корабль, встающий на дыбыКовка современных тарелок – процесс загадочный. В подавляющем большинстве случаев ее осуществляет станок с программным управлением. Между тарелками, кованными вручную и машиной, всегда была разница в звуке: «ручные» звучали ниже и основательнее. Природа этих различий, как оказалось, крылась в следующем: случайный характер ударов мастера давал иной результат, нежели симметричная ковка станка. Разумеется, станки с «псевдослучайной» ковкой не заставили себя долго ждать, и «машинные» тарелки зазвучали как надо. В настоящее время ярлычок «hand made» производители вешают на те тарелки, ковка которых производилась под контролем мастера. В дейст-вительно «ручном» происхождении тарелок вы можете быть уверены, только если их ковали при вас.
ЭлектроорганикаТочные технологии отливки и штамповки заготовок сделали обточку тарелок необязательной. Многие современные тарелки не обтачиваются вовсе. На некоторых недорогих тарелках обточка имитируется с помощью проштампованных канавок. Тарелки же топ-серий при необходимости честно обтачиваются – благо, на сегодняшний день этот процесс полностью автоматизирован.
Чистим водуЗвук мечты
Йогурт с генами человекаНепосвященный слушатель, для которого все тарелки звучат примерно одинаково, возможно, недоумевает, зачем же производится такое многообразие столь специфических музыкальных инструментов. На этот вопрос нам ответил специалист компании «Музторг», барабанщик Антон Ленков, который продемонстрировал нам тарелки всех видов в действии: «Каждый музыкант, работая над своими партиями, мысленно представляет себе их звучание и хочет донести эту картину до слушателя. Ударяя по всем тарелкам, представленным на витрине, он ищет именно ту, что звучала у него в голове».
Полное поглощениеБлагодарим магазин « Музторг» за помощь в подготовке материала.
Угнать нельзя спастисьСлышим звон — узнаем, где он!
Мухи и тараканы против террораЭти тарелки предназначены не для того, чтобы есть, но чтобы вкушать пищу духовную. Ударная установка выполняет в музыкальном ансамбле сразу две важные функции: барабаны определяют ритм композиции, а тарелки создают на сцене настроение. Каждая из них выражает свою особую эмоцию.
В поисках рыбных местДинь-Динь Диннннннньь…
Двуликий аэрогрузовикСамо название тарелки Райд подчеркивает, что ее звук следует вместе с музыкой. Райд обладает четкой атакой и позволяет акцентировать ритм в музыке, но в то же время имеет длительное, медленно затухающее звучание, наполняющее всю композицию характерным звоном. На райде музыканты часто играют те же ритмические рисунки, что и на хай-хэте, подчеркивая сменившимся звуком сюжет песни (например, в припеве). Играя ближе к чашечке тарелки, можно добиться еще более акцентированного звучания. Обычно барабанщик-правша устанавливает райд под правую руку. Как правило, райд оказывается самой большой тарелкой в установке. Стандартными для нее считаются размеры 18–22 дюйма, однако попадаются экземпляры до 26. Райд отличается от внешне схожей с ней тарелки крэш большей толщиной и весом, которые позволяют ей звучать дольше.
Проход над пропастью открытТцтцтцтц-Тцтцтцтц
Нефтяная лихорадкаХай-Хэт – это один из основных рабочих инструментов барабанщика практически во всех стилях музыки. Две тяжелые тарелки средних размеров (14 дюймов) устанавливаются соосно на специальной стойке. Нижняя тарелка закрепляется на полой трубке, верхняя – на проходящем внутри нее подпружиненном стержне. Нажимая на педаль, барабанщик может регулировать расстояние между тарелками или сомкнуть их полностью. Удары палочками по сомкнутым тарелкам (закрытый хэт) звучат резко и отрывисто, подчеркивая ритм. Открытый хэт имеет более протяжное звучание. Играть можно и одной педалью, ударяя тарелки друг о друга. В джазе распространен прием, когда барабанщик сперва ударяет по открытому хэту, а затем смыкает тарелки, резко и ритмично глуша звук. Многие барабанщики (рок, металл) пользуются запирающими устройствами (рычаг или педаль).
Тишина на батарейкахДзиньцззз-Дзиньцззз-Дзиньцзззз
Снегоходы от авиаторовСиззл представляет собой большую тарелку райд с просверленными в ней отверстиями, в которых свободно болтаются металлические заклепки. Сиззл звучит не так долго, как райд, зато звук получается намного более громким и звенящим за счет биения заклепок по колеблющейся тарелке. Наиболее широкое распространение сиззл получили в джазе, где они помогают заполнить звуковую сцену сказочным звоном, как будто на тарелку высыпается бисер или по ней барабанят сотней маленьких палочек. Тарелки сиззл различаются размером, весом, а также конструкцией. Принцип сиззла иногда реализуют, разместив над тарелкой кронштейн с опускающимися на нее металлическими цепочками, которые в этом случае выполняют функцию заклепок.
НЛО советской сборкиTщааааaaа-Тщааааaaа
Всеядный сладкоежкаЧайна по своему внешнему виду и звуку – воплощение восточных мотивов. Они имеют цилиндрическую или коническую чашечку и обод, загнутый кверху. Значительная часть тарелки (как минимум внутренняя поверхность чашечки) остается неполированной, толщина от самого центра до края обода равномерна. Тарелка издает громкий, резкий, немного грязный звук, напоминающий китайский гонг. Этот удар способен перекричать все прочие барабаны и инструменты. На востоке ударным инструментам отводится почетное место, и звучание европейских (и турецких) тарелок кажется восточным людям бедным и слащавым. Зато европейцы используют тарелки чайна для создания особенно мощных драматических акцентов.
Спшс!! Пшс!! Спшс!! Спшс!!
Маленькая (4–12 дюймов), но звонкая Сплэш – яркий представитель тарелок эффектов. Сильный удар по ней производит короткий, но острый и громкий звук. Чаще всего сплэш используют для исполнения акцентов, выбивающихся из общего ритмического рисунка (синкопированных). Быстрое затухание звука тарелки позволяет быстро вернуться в основной ритм. Тарелки сплэш относительно тяжелые для своего размера и имеют практически ровную толщину от колокола к ободу. Для более насыщенного, но менее резкого звучания выпускаются особые тонкие сплэши, имеющие сильный перепад толщины, как у тарелок крэш. Тарелки для коротких акцентов выпускаются и в стиле чайна – с цилиндрической чашечкой и загнутым вверх ободом.
Дырьщщ! Дырьщщ!
Ближайшие родственники Крэш – большие оркестровые тарелки, которые степенный господин в бабочке держит в руках за специальные ремешки. Как и в оркестре, крэш на ударной установке служит для того, чтобы подчеркивать акценты в музыке очень громким, мощным, но относительно коротким звуком. Наиболее популярный диаметр тарелок крэш – 16–19 дюймов. Чтобы амплитуда звуковых колебаний была высокой, тарелки имеют очень тонкие (практически как бумага) края. Хлесткие удары ближе к чашечке или к краю тарелки дают очень ценные характерные звуки, однако они наиболее опасны для инструмента. Большая часть ударов палочек приходится на среднюю часть тарелки, но даже это не спасает ее от трещин.
Ближе к Богу |
Робот-таракан |
Эволюция роботов |
Робот-оборотень |
Искусственный глаз |
Наблюдательная реклама |
Корабль, встающий на дыбы |
Космос: новости |
Электроорганика |
Как Бэтмен стал Бэтменом |
Чистим воду |
Биобетон |
Йогурт с генами человека |
Нечеловеческий космос |
Полное поглощение |
Космос: новости |
Угнать нельзя спастись |
Антимонтаж |
Мухи и тараканы против террора |
Ирак виртуальный |
В поисках рыбных мест |