Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Технологии - Как Бэтмен стал БэтменомПолубог из машины
Бэтмен вернулся. После двух провальных фильмов о приключениях Человека в Маске за историю его жизни и летопись его подвигов взялся режиссер Кристофер Нолан. Результат порадовал и критиков, и поклонников – они в один голос заявили, что наконец-то самый трагический из супергероев комиксов нашел достойное воплощение на экране.
Морозный клевЛюбопытно, что режиссер Кристофер Нолан («Помни», «Бессонница») в обращении к спецэффектам ранее замечен не был. Начиная работать над фильмом «Бэтмен: начало», он выдвинул концепцию «достоверной реальности»: все, что зритель видит на экране, должно выглядеть настоящим, а не условно-комиксовым. Готэм – место, куда можно поехать, а плащ Бэтмена – новейшая разработка секретной лаборатории.
За двумя зайцами«Спецэффекты используются только тогда, когда они действительно необходимы», – объясняет Дэн Гласс, координатор создания спецэффектов. Всего в картине 570 кадров с эффектами, над которыми работали пять разных студий из Британии, Франции и Австралии.
Голова профессора БёрнхамаИнопланетяне в Чикаго
Однопиксельная фотокамераВсе началось с бэтмобиля. Кристофер Нолан обсуждал перипетии сюжета со сценаристом Дэвидом Гойером в гостиной своего дома, а тем временем в гараже художник-постановщик Натан Кроули собирал бэтмобиль, распотрошив для этого несколько типовых наборов для автомоделистов и добавляя к ним все, что попадалось под руку. За шесть недель Кроули соорудил несколько вариантов бэтмобиля. То, на чем в результате остановился выбор режиссера, напоминало гибрид Lamborghini и внедорожника Humvee, обладало функциональностью танка и плавностью очертаний гоночной машины. Увидев это чудо техники в действии, снимавшаяся в фильме актриса Кэти Холмс заявила, что теперь понимает, «почему мужчины сходят с ума по автомобилям». Исполнитель роли Бэтмена Кристиан Бэйл был того же мнения, а некий безымянный и нетрезвый житель Чикаго, где проходили съемки, выразил свой восторг тем, что врезался в бэтмобиль на полной скорости. Потом он объяснил, что ему показалось, будто на Землю высадились инопланетяне.
Вертолет без вертолетаВсего для фильма было построено восемь бэтмобилей в натуральную величину. Пять из них были настоящими машинами с автоматической коробкой передач, двигателем объемом в 5,7 л и мощностью в 340 л.с. Гигантские колеса крепились необычным способом – без передней оси, по бокам машины. В зависимости от фигур, которые бэтмобиль должен был выделывать по дороге, выбирался один из трех комплектов шин – гладкие, с большими или средними шипами. Шины были изготовлены по особому заказу.
Проект Orion: новые подробностиШестой бэтмобиль работал на электричестве и был снабжен сдвигающейся крышей – Бэтмен и его спутники попадали в машину именно через нее. Автомобили №7 и №8 были «пустышками» из легких материалов и без двигателей – их можно было катапультировать во время съемок сцен погонь.
Холодный край землиПеред началом съемок бэтмобили прогнали через все возможные краш-тесты. «Мы много всего поразбивали, однако это означало, что, когда начнется работа, все будет в порядке», – говорит Эндрю Смит, руководивший постройкой бэтмобиля.
Разговоры с небомВ трех кадрах фильма появляется и цифровой двойник бэтмобиля. Эти фрагменты были добавлены уже на стадии монтажа, когда Кристоферу Нолану срочно понадобились определенные ракурсы и развороты, а собирать съемочную группу заново уже не было никакой возможности.
Зачем лыже хвост?Вид из окон бэтмобиля тоже был виртуальным. Огни большого города и отсветы полицейских сирен – все то, что заставляет поверить, что машина действительно движется – делали на своих компьютерах сотрудники австралийской студии Rising Sun Pictures. 15 человек работали над этой задачей четыре месяца.
Горящие за другихВ туалет со свитой
Почечная недостачаМастерская по костюмам представляла собой целое поселение, круглосуточно охраняемое и накрытое сверху громадной жестяной крышей – чтобы папарацци на вертолетах не увидели ничего лишнего.
Google вне компьютераНаряд Бэтмена должен быть функциональным – в этом художник по костюмам Линди Хэмминг видела свою главную задачу. Непроницаемый черный костюм не должен был мешать актеру двигаться. Он был сшит точно по мерке Кристиана Бейла из неопреновой подкладки и латекса. Особые материалы не давали мускулам затечь и сохраняли температуру тела.
Первые шаги невидимкиНовый Бэтмен – первый в истории кино, который может поворачивать голову, не разворачиваясь при этом всем корпусом. Старая маска Бэтмена крепко соединяла голову и плечи. В новом фильме соединение упругое и подвижное, но при этом – никаких морщинок на ткани.
Земля – астероид – МарсБыл ли костюм удобным? Конечно, нет. Каждый день перед съемками Кристиана Бейла наряжали три человека, и без посторонней помощи он не мог даже воспользоваться туалетом. Актер жаловался, что уже через полчаса у него начинала болеть голова, и он приходил в бешенство. «Но я не хотел вести себя как слюнтяй. Я использовал боль как вдохновение, как топливо для неистовства моего героя. Бэтмен – не человек в костюме, это иное существо», – говорит Бейл.
«Зомби» на маршеПредмет гордости Линди Хэмминг – плащ Бэтмена, для которого была изобретена специальная технология: на смазанный клеем нейлон под воздействием статического электричества налеплялись мельчайшие волокна. После этого плащ казался почти бархатным. Эффект поглощения света на шлемах британских полицейских достигался похожим образом – и именно полицейский технолог помогал съемочной группе в обработке ткани.
Волнуешься? Значит, виновен!Виртуал в плаще
Жизнь за пять минутНа съемочной площадке плащ Бэтмена развевался под действием специальных насосов. Однако форму крыльев летучей мыши непослушной ткани придавали с помощью компьютерных спецэффектов. Чтобы дать аниматорам материал для работы, каскадер Бастер Ривз, главный дублер Бейла, десять раз спускался на тросах с высокой стены. Он повторял прыжок с плащом и без него, и каждая попытка фиксировалась на десять видеокамер со всех возможных ракурсов. Таким образом на лондонской студии спецэффектов Double Negative смогли проанализировать, как разлетается плащ при прыжке, и выстроить по кадру виртуальную картинку.
Кража личностиКристофер Нолан хотел, чтобы его Бэтмен был реальным. «Почти все, что вы видите на экране – самая настоящая работа каскадеров, – говорит Пол Франклин из Double Negative, студии, которая создала более 300 кадров с эффектами для фильма. – Либо это Кристиан Бэйл в костюме Бэтмена, либо Бастер Ривз, который совершал невероятные трюки». Чтобы снять перелет героя через небо над Готэмом, Ривз на тросах пролетел 250 м над съемочной площадкой.
Advanced Step in Inovative MobilityНо когда специалисты из Double Negative продемонстрировали режиссеру возможности виртуального двойника, оказалось, что без него трудно обойтись – так в фильме появилось примерно 15 кадров, где на экране виртуальный Бэтмен.
Без хвостаСканирование Кристиана Бейла в костюме Бэтмена сделали на бельгийской студии Eyetronics с помощью оптического, а не лазерного сканера. Пересняты были отдельные фрагменты костюма, складки ткани, морщинки и текстура. Поскольку Брюс Уэйн – будущий Бэтмен – соорудил свой наряд из подручных материалов, все его части сшиты из разных тканей, и это должно было чувствоваться на экране.
Шпионская «Википедия»Дорога в монастырь
Космическая бережливостьКарьера Брюса Уэйна в качестве борца с преступностью началась после того, как он познакомился с членами таинственной Лиги Теней, обитающей в Гималаях. Гималайские сцены снимали в Исландии, на вершине ледника Ватнайокудль. Чтобы добраться туда со всем своим оборудованием, киногруппе пришлось построить настоящую дорогу. Для самих же съемок по рисункам Натана Кроули был выстроен в натуральную величину монументальный вход в монастырь, где по сюжету тренируются бойцы Лиги. Монастырь во всей его красе – очень красивая миниатюрная модель с большим количеством деталей. На студии Double Negative ее отсканировали и искусно вписали в горный пейзаж.
Всемирная Сеть все гущеПоединок Брюса Уэйна с его наставником Дюкардом (Лайэм Нисон) снимали на льду замерзшего озера. Перед съемками актеров тренировали на искусственном катке, чтобы они научились сражаться на льду, не подскальзываясь и не падая. Из соображений безопасности на лед больше шести человек одновременно не допускали; время от времени раздавалось угрожающее потрескивание, и съемки приходилось останавливать. Всю сцену отсняли за день, а на следующее утро льда уже не было – он растаял.
Топливо из любой органики«Нью-Йорк в квадрате»
Эдинбургские уткиПосле пребывания в монастыре герой возвращается в родной Готэм-сити возмужавшим и готовым к бою – а зритель впервые в истории фильмов о Бэтмене видит этот город со стороны, из окна самолета. Гигантский мегаполис, «Нью-Йорк в квадрате», как его называл режиссер, должен был производить на зрителя впечатление места «знакомого, но опасного».
Новый Готэм состоит из полумиллиона зданий, собранных в единый город на студии Double Negative. Специально для фильма «с нуля» был нарисован только один небоскреб – Башня Уэйна (Wayne Tower) которая возвышается надо всем городом. Прототипами остальных зданий стали небоскребы Чикаго. Шесть групп фотографов, вооруженных фотоаппаратами Canon EOS 10D и более новым Canon EOS 1D Mark II, обошли весь город, сделав более миллиона цифровых снимков и слайдов, которые стали основой для будущего фантастического мегаполиса. «Готэм удивительно похож на Чикаго, – говорит Дэн Гласс. – Это потрясающая комбинация небоскребов в стиле art deco, современной архитектуры, старых домов и трущоб».
Для «строительства» на Double Negative использовали программу под названием dnPhotofit, позволяющую создавать трехмерные модели зданий на основе серии фотографий. Фантастический монорельс и его причудливые конструкции среди небоскребов тоже были нарисованы на компьютере. Однако жители Чикаго утверждают, что монорельс – это поезд линии L их городского метро, только поднятый над землей на 45 м.
Гонки в миниатюре
Часть Готэма была выстроена в миниатюре. Надо сказать, это была не маленькая декорация, а целая часть города – дома и черепичные крыши в масштабе 1:3. Она занимала большую часть бывшего авиационного ангара, построенного неподалеку от Лондона после Второй мировой войны для гигантского дирижабля R-101. «У нас была одна из самых больших студийных декораций всех времен», – рассказывает Дэн Гласс. Свет в этих условиях выставлялся практически так же, как и в настоящих декорациях.
Миниатюрный Готэм использовался в основном для работы над сценой погони. Бэтмобиль сталкивается с другими машинами, маневрирует в потоке на огромной скорости и резко разворачивается в очень ограниченном пространстве. Съемки этого эпизода продолжались более трех месяцев.
Было построено несколько бэтмобилей в масштабе 1:3, каждый по полтора метра в длину. «Наша модель могла ехать со скоростью 55–65 км/ч, что для миниатюры очень быстро, – говорит Дэн Гласс. Управляли миниатюрным бэтмобилем с помощью пульта дистанционного управления. Часть кадров снималась «вживую» на улицах Чикаго, на участке недостроенного шоссе, не соединенного с городским движением. Каскадеры и съемочная группа работали с недавно изобретенной машиной для камеры под названием AMG Mercedes ML, оснащенной стабилизатором и дававшей чрезвычайно устойчивое и качественное изображение даже на самой высокой скорости. С этой машины было снято почти 80% всех погонь в фильме. Режиссер и оператор сидели внутри, следили за происходящим по мониторам и давали через встроенные микрофоны указания водителям бэтмобиля и других машин.
«В сценах погонь машины редко едут со скоростью больше 90–100 км/ч, – говорит оператор Уолли Пфистер. Но бэтмобиль ехал со скоростью 190 км/ч. Он почти обгонял вертолеты!»
Мышь на палочке
Бэтмен не стал бы Бэтменом, если бы не детский страх Брюса Уэйна перед летучими мышами. Встретился он с ними в детстве, в пещере на территории поместья своих родителей.
Интерьеры и внешний облик поместья Уэйнов снимали в британском поместье Mentmore Towers, построенном Ротшильдами в середине XIX века. Спальни и коридоры соорудили в Shepperton Studios в Лондоне, там же были выстроены и декорации пещеры – по рисункам, которые Натан Кроули набросал в гараже режиссера. В пещере скрывались 24 насоса, прокачивавшие через площадку 12 тысяч галлонов воды в минуту – так приходили в действие водопад и река.
Попытка привлечь в фильм настоящих летучих мышей провалилась – дрессировке эти существа не поддаются. Виртуальных летучих мышей сделали на лондонской студии Moving Picture Company. Образцом стало чучело летучей мыши и множество кино- и видеосъемок этих животных. «За время съемок фильма Кристофер Нолан прошел все стадии развития спецэффектов за последние пять-шесть лет, – говорит Пол Франклин. – Вначале он относился к ним крайне подозрительно, словно беспокоился, что наши ребята завяжут ему глаза и потащат фильм в том направлении, в котором хочется им». В результате режиссеру так понравилось, что он продолжал добавлять новые эффекты буквально за неделю до сдачи фильма на студию. И финал выбрал соответствующий – цифровой Бэтмен на фоне виртуального города.
Разговоры с небом |
Белые драконы |
Зачем лыже хвост? |
Панцирь для гидрокосмоса |
Горящие за других |
Ударный труд |
Почечная недостача |
Прибытие поезда |
Google вне компьютера |
Ракета в паддоке |
Первые шаги невидимки |
Моментальный анти-кариес |
Земля – астероид – Марс |
Apple надкусили |
«Зомби» на марше |
Океанский космодром |
Волнуешься? Значит, виновен! |
Сеньор Робинзон |
Жизнь за пять минут |
Секретное горючее |
Кража личности |