Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Технологии - То как зверь она завоет...


...То заплачет, как дитя
Если бы классик жил в наши дни, он мог бы написать эти строки об аналоговых синтезаторах. Носители кислорода

Современные цифровые синтезаторы позволяют с исключительной точностью воспроизводить звучание любого музыкального инструмента, составлять сложные аранжировки в любом музыкальном стиле. В обновляемых библиотеках звуков содержатся записанные в идеальных студийных условиях образцы звучания лучших в мире роялей, барабанов, скрипок, флейт, даже целых оркестров и хоров. Но откуда в записях музыкантов берутся звуки, которых в природе нет и быть не может: космические ветры Pink Floyd, демонические вскрикивания Prodigy, потусторонние стоны и скрежет Marilyn Manson, сотрясающий стены глубокий бас в стиле Drum’n’Base? Турбина в воронке

Используя аппарат аналогового синтеза, музыкант может воплотить в жизнь практически любой звук, который придет ему в голову, не принимая за основу существующий музыкальный инструмент, а создавая звук с нуля. Для этого необходимо всего-навсего уметь описать желаемое звучание в простых физических величинах и настроить синтезатор соответствующим образом. Интересно, что больше всего ценятся не современные цифровые машины, способные хранить в памяти сотни различных настроек, а старые полностью аналоговые инструменты, выполненные на транзисторах и лампах. Перенастройка такого синтезатора на новый звук может занимать часы, зато только он может подарить слушателям по-настоящему теплый, толстый, большой звук. Космос: новости

Три кита звука Физики зажгли

Практически любой звук, особенно музыкальный, можно описать рядом основных параметров. Прежде всего это его базовая частота – она определяет ноту, на которой звучит инструмент. К примеру, частота 440 Гц соответствует ноте «ля» первой октавы. Если звуковая волна содержит только одну частоту, она имеет форму синусоиды. Синусоидальную волну генерирует колеблющаяся гитарная струна. Звучит синусоида субъективно бедно, тускло, скучно. Эмо-робот

В случае с гитарой вслед за струной в дело вступает деревянный резонатор. Дека инструмента взаимодействует со струной таким образом, что излучаемая ими звуковая волна приобретает более сложную конфигурацию, нежели синусоидальная функция. С помощью преобразования Фурье любую сложную функцию можно разложить на множество синусоид различной частоты, амплитуды и фазы (на частотные составляющие). На более «музыкальном» языке это означает, что сигнал обогащается гармониками, в нем появляются частоты, отличные от базовой. Послушайте электрогитару – ее спектр богат частотами от гудящих басов до высокочастотного визга. Опытный музыкант с тонким слухом может выделить в этом естественном аккорде нотки отдельных гармоник. Однако самой громкой остается базовая частота, определяющая ноту. Гармоники определяют тембр звука – его вторую важную характеристику. На привязи

Третья базовая характеристика звука – динамика. Громкость (амплитуда) звука, как правило, изменяется во времени. Для описания изменений амплитуды принято выделять четыре фазы: атака, спад, сустейн и затухание. Время атаки – это время, за которое громкость нарастает с нуля до максимального значения, например при нажатии на клавишу или щипке струны. Время спада – это время, за которое громкость падает до стабильного значения (к примеру, при ударе по струне получается очень громкий звук, который становится тише через мгновение). Время сустейна – время, в течение которого громкость остается неизменной. К примеру, у акустической гитары сустейн очень короткий, а у электрооргана – бесконечный (нота звучит, пока нажата клавиша). За время затухания громкость падает со значения сустейна до нуля. Все четыре фазы вместе представляют собой огибающую амплитуды. Выстрел в небо

Хорошо зная трех китов звука – ноту, тембр и динамику – и умея применять некоторые технические хитрости, можно воссоздать любой желаемый звук. Космос: новости

Складывать или вычитать? МКС: перезагрузка

Воссоздать динамику звука и заставить его звучать на определенной ноте просто: достаточно лишь проигрывать образец волны с определенной скоростью (с ростом скорости растет и высота звука) и управлять усилителем в соответствии с нужной огибающей. Получить волну с необходимой тембральной окраской – это более сложная задача, существует несколько вариантов ее решения. Эффект Лукаса

Самый простой способ – записать образец нужного звука (сэмпл) и, имея готовую волну нужного тембра, управлять высотой тона и динамикой. Так работают синтезаторы с волновой таблицей (wavetable). Чтобы минимально искажать исходные сэмплы, можно увеличить их количество: записать образцы звучания инструмента в разных октавах и даже на отдельных нотах, в разных фазах амплитудной огибающей. Синтезаторы с волновой таблицей отлично имитируют звуки реально существующих инструментов, но, к сожалению, очень плохо подходят для создания собственных звуков. Чуть больше свободы дает гранулярный синтез. В нем, как и в wavetable, используются сэмплы, но они дробятся на короткие фрагменты по 1–50 мс. Эти микроскопические звуковые кирпичики проигрываются друг за другом, в несколько слоев, образуя замысловатый звуковой ландшафт. Гранулярный синтезатор позволяет создавать интересные фоновые звуки, шумовые эффекты. Наноподшипники

Пожалуй, самый прямой и очевидный способ создания нужной звуковой волны без всяких образцов – это аддитивный синтез. Принцип аддитивного синтеза наглядно демонстрирует орган. Каждой его клавише соответствует несколько труб (тоновых колес или генераторов в случае с электроорганом), звучащих в разных регистрах. Каждая труба играет определенную гармонику основного тона. Подключая или отключая отдельные трубы, регулируя их громкость, музыкант может определять тембральные составляющие звука. Недостаток аддитивного синтеза очевиден: в музыкальном звуке может быть на много порядков больше гармонических составляющих, чем регистров даже у самого сложного органа. Космос: новости

Самый универсальный инструмент создания звуков музыканты получили в виде субтрактивного синтеза. За основу берется сигнал, изначально богатый гармониками, например пилообразная волна или меандр, и пропускается через фильтр высокой частоты, отсекающий лишние гармонические составляющие. Принцип работы субтрактивного синтезатора демонстрирует наш собственный голосовой аппарат. Голосовые связки певца вкупе с резонаторами (грудным, гортанным и головным) производят тембрально богатый сигнал с необходимой базовой частотой (нотой). Роль фильтра выполняет ротовая полость: изменяя ее конфигурацию, певец может издавать звуки от открытого и яркого «а» до глухого мычания с закрытым ртом. 18 мегапроектов

Пульт управления звуком Русский след

Любой субтрактивный синтезатор имеет модульную схему. Основной ее элемент – осциллятор VCO (Voltage Controlled Oscillator). Получая управляющие напряжения от клавиатуры, осциллятор генерирует колебания нужной частоты (на нужной ноте) с определенной формой волны. Даже самые простые аналоговые осцилляторы предлагают музыканту на выбор синусоидальную, пилообразную, пульсирующую волну, меандр. Каждая из них имеет свой набор гармоник с характерным звучанием. Современные цифровые модели синтезаторов позволяют использовать записанную звуковую волну или даже нарисовать ее на графике самостоятельно. Как правило, синтезатор содержит несколько осцилляторов. Они могут звучать одновременно в унисон или с интервалом, воспроизводить разные волны, формируя более сложные звуки. К Марсу на Аресе

Сигнал осциллятора направляется в фильтр. В классическом аналоговом синтезаторе используются фильтры высокой частоты (low-pass filter). Основной параметр фильтра – частота среза. Понижая ее, музыкант убирает из сигнала высокочастотные гармоники, делая его глухим, а повышая – прибавляет сигналу яркости. Вспомните популярный прием в танцевальных жанрах – музыка как будто звучит из-под воды, а затем постепенно выходит наружу. Еще один параметр фильтра – резонанс – позволяет управлять интересным эффектом: фильтры способны подчеркивать высокочастотные гармоники сигнала, создавая агрессивный электронный звук. После фильтра сигнал направляется в усилитель VCA (Voltage Controlled Amplifier). От огня и отмычки

В аналоговом синтезе не столь важны статичные настройки параметров модулей, сколько их изменения в реальном времени. К примеру, изменение частоты среза и резонанса фильтра – это очень яркий выразительный прием. Конечно, у музыканта всегда под рукой все ручки управления осцилляторами, фильтрами, усилителями и эффектами. Однако основную работу выполняет вовсе не он, а огибающие (Envelopes) и осцилляторы низкой частоты LFO (Low Frequency Oscillators). С амплитудной огибающей, которая управляет усилителем, мы уже знакомы. Такие же огибающие можно применить практически к любому параметру синтезатора. К примеру, с помощью огибающей фильтра можно создать «квакающий» звук, а огибающая высоты тона осциллятора может имитировать звук разгоняющейся сирены. Сила мысли

Осцилляторы низкой частоты (LFO), как и огибающие, используются для управления другими модулями, которое в данном случае называется модуляцией. LFO, как и VCO, позволяют выбрать форму и частоту волны. К примеру, модуляция высоты тона синусоидой небольшой амплитуды помогает имитировать вибрато, дрожащий голос. Тяжелая рука гравитации

Окончательной огранке сигнал подвергается в блоке эффектов. Реверберация (имитация пространства), эхо, хорус (как будто играют несколько инструментов в унисон), эффект вращающихся динамиков позволяют сделать сигнал основательным и объемным, заполнить им всю звуковую сцену и сразить слушателя наповал. Память со связью

Смешать, но не взбалтывать Мускулы жира

С помощью инструментов аналогового синтеза можно создать бесконечное количество разнообразнейших звуков. Главное в этом деле – умение применять различные приемы синтеза и соединять их воедино. К примеру, FM-синтез (взаимная модуляция двух осцилляторов по частоте) позволяет создать розовый или белый шум (разумеется, в диапазоне звучания инструмента). Сами по себе шумы крайне неблагозвучны, но, будучи подмешанными в нужных пропорциях к музыкальному сигналу, могут имитировать шум ветра, прибоя, дыхание певца или свист флейты. Применив к осциллятору амплитудную огибающую с очень резкой атакой и практически мгновенным затуханием, можно смоделировать барабан. Добавив к короткому щелчку вибрирующий сигнал от другого осциллятора, получим ксилофон. Взлетая с чертежной доски

Цифровые технологии сделали возможности математического синтеза звука практически безграничными. Гробовщики автомобиля

К примеру, если ранние аналоговые синтезаторы были монофоническими и могли проигрывать лишь одну ноту в единицу времени, сегодня к услугам музыкантов многоканальный звук и полифония. Детальное управление формой волны позволяет более точно выбирать тембр, возможность сохранения настроек в памяти облегчает живые выступления. Единственное, чего не может дать цифровая техника, – это тот теплый, основательный, всепоглощающий звук, на который были способны старые аналоговые модели. Исключение составляют разве что современные модели, выполненные по полностью аналоговой схеме с цифровым управлением. Однако множество музыкантов по всему миру по сей день охотятся за старым добрым Minimoog 1970-х годов выпуска. Повелитель мух


Тернистый путь сигнала Люди Х

Стихия аналоговых синтезаторов – создание новых необычных звуков. Тем не менее, чтобы понять, как ими пользоваться и какие возможности они открывают, попробуем сымитировать звук живого музыкального инструмента, например флейты. Ослепительный оркестр

1. Осцилляторы и микшер

В качестве основного тона для флейты выберем пульсирующую волну. С помощью правильной настройки ширины пульсаций можно добиться мягкого, но богатого звука. Звучание чистого пульса совсем не похоже на флейту, ему не хватает дыхания. Переключим второй осциллятор в режим генератора шума. Шум имитирует характерное для флейты шипение воздуха. С помощью микшера подберем такое сочетание основного тона и шума, чтобы шипение не выходило на первый план, а органично сливалось со звуком.

2. Фильтр и LFO

Фильтр – это основной инструмент управления звуком. С его помощью мы убираем лишние высокочастотные гармоники сигнала, создавая тембр, характерный для имитируемого инструмента. Флейта звучит довольно высоко и звонко, поэтому бЧльшую часть гармоник мы оставим. Чтобы сделать наш инструмент реалистичней, добавим ему живого дыхания – пусть осциллятор низкой частоты (LFO), управляющий фильтром, периодически слегка меняет тембр флейты, как будто в нее дует настоящий флейтист с хорошо поставленным дыханием.

3. Огибающие

После настройки огибающей амплитуды наш звук будет действительно похож на флейту. Атака инструмента может быть как очень резкой, так и плавной, в зависимости от дыхания флейтиста. Сустейн установим длинный и ровный, а затухание мягкое. Чтобы обыграть особенно динамичные партии, можно сымитировать флажолеты с помощью огибающей фильтра, управляющей частотой среза. Для этого установим уровень спада, сустейна и затухания на определенную ранее частоту, а уровень атаки – на гораздо более высокую.

4. Эффекты

Когда наш звук уже сформирован, остается лишь немного его приукрасить. Флейтист обычно играет в каком-то помещении, акустика которого оказывает влияние на восприятие звука. Роль помещения в блоке эффектов выполняет ревербератор, с помощью которого можно добавить к звучанию отражения и искажения, связанные с распространением звука в пространстве. С помощью задержки можно добавить к сигналу эхо, появляющееся в такт музыке, а стереохорус разделит нашу флейту на несколько инструментов и сделает из нее сводный хор.


Лучший среди первых, первый среди лучших

До 1960-х синтезаторы воспринимались скорее как научный эксперимент, нежели инструмент для музыкантов. Модули гигантского Mark II занимали целую комнату, требовали многочасовой перестройки для формирования нового звука, а музыку исполин мог воспроизводить лишь по заранее записанной программе. Появлением синтезатора как удобного и функционального музыкального инструмента музыканты обязаны Роберту Артуру Мугу, который представил общественности свой первый аппарат в 1964-м. А в 1970 году Муг потряс мир инструментом, которым до сих пор жаждут обладать многие музыканты во всем мире. Minimoog сочетал в себе портативность, простоту использования (Муг решил отказаться от модулей в угоду компактности), функциональность и потрясающий звук. Маленький субтрактивный синтезатор имел встроенную 44-клавишную клавиатуру, три осциллятора, генератор белого и розового шума, резонансный фильтр, настраиваемую амплитудную огибающую и широкие возможности модуляции. Minimoog использовали такие музыканты, как Кейт Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer, Рик Райт из Pink Floyd, Фрэнк Заппа, Дэвид Боуи, Фил Коллинз, Питер Гэбриэл. В настоящее время практически все производители синтезаторов ориентируются на звучание Minimoog, разрабатывая собственные модели. Кроме того, выпускается множество современных копий легендарного инструмента.
Инструмент на компакт-диске

Мощность современных персональных компьютеров позволяет воссоздать модель самого сложного аналогового синтезатора в программном виде. Программные синтезаторы, помимо очевидной компактности и сравнительно невысокой стоимости, имеют ряд специфических преимуществ – прежде всего исключительно гибкую структуру и наглядный интерфейс. С их помощью гораздо проще изучать принципы работы аналогового синтеза – ведь они предоставляют в распоряжение пользователя подробные схемы прохождения сигнала, графическое изображение формы волны и спектра звука, а также множество заводских предустановок, которые служат отличным примером для начинающих музыкантов. Тем не менее настоящие аппаратные синтезаторы не исчезли с прилавков под натиском компьютерной конкуренции. Даже при наличии самой современной звуковой карты и высококлассных акустических систем звук программных синтезаторов не обретет той теплоты, монолитности и мощи, которую ожидает получить покупатель старинного Minimoog.





Космос: новости | Полунано | МКС: перезагрузка | Сверхпроводниковый сверхдвигатель | Эффект Лукаса | Зеленые великаны | Наноподшипники | Ремонтируйся сам | Космос: новости | Наноигла | 18 мегапроектов | Пираты на краю света | Русский след | Крутые тачки | К Марсу на Аресе | Глаза из Глазго | От огня и отмычки | Запах вырастят в биореакторах | Сила мысли | Надувные номера | Тяжелая рука гравитации |