Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Технологии - Кроссовки-киборги


В ногах правды нет. Но есть компьютер
«Популярная механика» протестировала первую в мире модель «умной» беговой обуви – со встроенным компьютером и электромотором. Однопиксельная фотокамера

В марте 2001 года нескольким сотрудникам компании adidas пришла в голову необычная идея. Технология, применяемая в автомобилях, позволяет управлять амортизаторами в зависимости от загрузки машины и дорожных условий. Почему бы не встроить подобную систему… в кроссовки? – подумали они. Миниатюрные размеры современных электронных компонентов вполне позволяют это сделать. Вертолет без вертолета

Секретное оружие adidas Проект Orion: новые подробности

Три года в обстановке столь полной секретности, какая и не снилась иным предприятиям ВПК, небольшая группа инженеров занималась разработкой первых в мире «умных» кроссовок, получивших название adidas 1. Первый экспериментальный вариант был сделан из игрушечных (в прямом смысле этого слова) элементов. Холодный край земли

«В начале работ у нас не было даже необходимых частей для механизма. Но мы приобрели в магазинах несколько игрушек, разобрали их и использовали получившиеся детали», – говорит Марк Олесон, один из инженеров-разработчиков adidas 1. «За три года мы перепробовали множество вариантов. Наши первые амортизационные элементы мы создавали по принципу двойного цилиндра, и лишь где-то к пятидесятому варианту нам удалось сконструировать действительно надежную и удобную амортизационную систему», – добавляет Кристиан Дибенедетто, лидер команды. Разговоры с небом

Перед инженерами стояли несколько проблем. Во-первых, нужно было выбрать датчик, обеспечивающий обратную связь. Он должен был потреблять совсем небольшое количество энергии, поскольку кроссовкам предстояло работать на стандартных литиевых элементах 2450, а их емкость невелика – всего 550 мАч. «Идеально было бы сделать время жизни батарей сравнимым со временем жизни самой обуви. В качестве же реальной цели мы поставили задачу достичь 100 часов», – говорит Кристиан Дибенедетто. Разработчики выбрали датчик Холла, расположив его в верхней части подошвы. Этот бесконтактный сенсор позволяет точно отслеживать изменение плотности магнитного потока в зависимости от расстояния до магнита, расположенного в нижней части подошвы. К тому же его можно сделать водозащищенным, а это немаловажный фактор для обуви, которая будет эксплуатироваться в дождливую погоду. Зачем лыже хвост?

Вторая проблема – защита механики. При весе бегуна в 75 кг части подошвы испытывают ударные нагрузки, превышающие 200 кгс, и это может в лучшем случае нарушить регулировку прецизионной механики (а в худшем – превратить хрупкий электромотор и пластиковые шестерни в кучку обломков). В то же время абсолютно жесткий моторный кожух будет передавать ударные нагрузки прямо на стопу, лишая смысла саму идею амортизации. В итоге корпус пришлось делать, как у подводных лодок – двойным. Внутренний, жесткий, изготовлен из поликарбоната, а внешний – эластичный, из полиуретана, распределяет нагрузку, отводя ее на промежуточную подошву. Горящие за других

Даже такая задача, как выведение световых сигналов на торец подошвы, чтобы они были хорошо видимы сбоку и сверху, решена элегантно: на самом деле светодиоды расположены на плате управления, а от них к торцу отходят световоды из прозрачного полиуретана. Но чтобы додуматься до этого, инженерам потребовалось пятнадцать попыток… Почечная недостача

Мозги в пятках Google вне компьютера

Как же устроена «умная» беговая обувь? Задняя часть подошвы представляет собой эллиптический упругий элемент. Над ним, сразу под пяткой, расположен датчик Холла, а в нижней его части – небольшой магнит, вместе они образуют сенсор, позволяющий измерять деформацию подошвы (которая зависит от стиля бега, веса бегуна и характера поверхности) с точностью до 0,1 мм. Сигналы датчика обрабатывает микропроцессор, расположенный под сводом стопы. Программа процессора сравнивает полученные от датчика сигналы с рекомендованными значениями и определяет величину корректировки для поддержания оптимальной жесткости. Затем процессор посылает сигналы на исполнительный элемент – небольшой электродвигатель, который через редуктор (1:50) вращает винт, удлиняющий или укорачивающий тросик. Последний прикреплен к стенкам эллиптического амортизирующего элемента и позволяет изменять жесткость подошвы. Первые шаги невидимки

Происходит все намного быстрее, чем вы прочитали наше объяснение: 8-битный микропроцессор имеет тактовую частоту 20 МГц и выполняет 5 млн. вычислений в секунду, а считывание сигналов с датчика осуществляется 1000 раз в секунду. Для бегуна такая система «прозрачна» – подстройка осуществляется постепенно, а для экономии энергии измерительная система на время отрыва подошвы от поверхности «засыпает». А вот система подстройки жесткости работает как раз в эти промежутки – пока упругий элемент не нагружен, его легче деформировать (то есть двигатель потребляет меньший ток). Механизм весит всего 40 г (примерно 10% от веса обуви). Земля – астероид – Марс

Такая система универсальна и всегда будет поддерживать оптимальный уровень амортизации. Почему же именно амортизации уделяется такое внимание? Как рассказал «Популярной механике» специалист по биомеханике спортивной обуви, доктор биологических наук и вице-президент российской Ассоциации спортивного инжиниринга Борис Дышко, чрезмерные ударные нагрузки, возникающие при беге, являются наиболее опасным травмообразующим фактором. «Идея обуви с переменной жесткостью подошвы не нова. В 1970-х компания adidas выпускала кроссовки, жесткость подошвы которых можно было регулировать, затягивая три винта специальным ключом и таким образом сжимая упругий элемент. adidas 1 – это реализация старой идеи на современном уровне». «Зомби» на марше

Система автоматической регулировки амортизации работает не только в зависимости от типа дорожного покрытия и стиля бега, но и от веса бегуна. Хотя производители спортивной обуви рассчитывают степень амортизации под размер ноги, отклонения при этом могут доходить до 30% (например, бегуны с 44-м размером обуви могут весить и 65 кг, и 95 кг). В свое время делались даже попытки выпускать обувь под различный вес спортсмена – например, компания Nike для этого использовала цветовую маркировку. Волнуешься? Значит, виновен!

Только бежать Жизнь за пять минут

Однако у adidas 1 есть и недостатки. «Обратите внимание на высоту ‘каблука’, – говорит Борис Дышко, – она несколько больше, чем у другой современной беговой обуви. Это повышает риск подворота стопы в подтаранном суставе при постановке ноги на опору ‘с пятки’. По этой же причине я не рекомендовал бы играть в этих кроссовках в теннис или баскетбол – там много боковых тормозящих движений, а гасить поперечные нагрузки здесь просто нечему. Впрочем, последнее во многом относится к любой специализированной беговой обуви». Кража личности

Все это означает, что в таких кроссовках можно только бегать – причем желательно на более-менее протяженные дистанции, чтобы обувь успевала «приспосабливаться» под стиль и вес спортсмена и дорожное покрытие. Но все же не стоит забывать, что это первая модель, которая предпринимает активные действия, пытаясь помочь спортсмену. Пока это касается только обеспечения комфорта, но не за горами то время, когда подобная обувь будет применяться в целях экономии сотых долей секунд – а в большом спорте это может означать грань между победой и проигрышем. Правда, тогда комиссии по борьбе с допингом МОК понадобятся не только фармакологи, но и программисты. Advanced Step in Inovative Mobility

Кроссовки предоставлены компанией аdidas и агентством 3.14R. Без хвоста


На старт! Шпионская «Википедия»

Двумя пальцами я нажимаю на кнопки на боковой поверхности подошвы, пять огоньков разбегаются в стороны, подтверждая включение. Повторив процедуру с левым кроссовком, я переступаю с ноги на ногу и подпрыгиваю на месте – под тонкое пение электромоторов, приспосабливающих жесткость подошвы к моему весу и грунту. «На старт, внимание, марш!» – и тестирование начинается. Космическая бережливость

Пока я бегу по асфальту первые несколько десятков шагов, электродвигатели отрабатывают новую программу – подошва становится мягче. Асфальт кончается, начинается грунт – и двигатели снова ненадолго включаются, чтобы выбрать «слабину» троса и обеспечить хорошую обратную связь. Завершается моя пробежка 200-метровым участком, выложенным бетонными плитами. Первые пятнадцать метров переход еще чувствуется (все-таки бетон значительно жестче грунта), но затем система активной подстройки жесткости подошвы делает свое дело, и дальше я опять бегу, как по мягкой траве. Все, финиш! Всемирная Сеть все гуще

В целом кроссовки хорошо справились со своей задачей, хотя сидят они несколько непривычно – для беговой обуви подошва довольно высокая. Наши эксперименты показали, что эффект «активной амортизации» проявляется более явно, если вес бегуна превышает 80–85 кг (при размере обуви 44). Для более тонкой настройки можно с помощью клавиш задать большую или меньшую степень амортизации. Топливо из любой органики

В целях экономии заряда батарей при бездействии (а таковым считается все, кроме бега – даже обычный шаг!) в течение 10 минут кроссовки автоматически отключаются, и нужно не забывать включать их вручную перед следующим забегом. Эдинбургские утки


Драйверы для обуви Трехмерный Интернет

Упаковочная коробка кроссовок adidas 1 похожа на чемоданчик для фотоаппаратуры или оружия: выложена жестким поролоном, в котором отформованы ячейки для самих кроссовок и аксессуаров к ним. Что еще лежит внутри? Две литиевые батарейки (элемент 2450), довольно толстая инструкция (на нескольких языках). Компакт-диск наводит на мысль о драйверах – но при внимательном осмотре кроссовок никаких интерфейсных разъемов обнаружить мы не смогли (оказалось, что на CD записано руководство пользователя в электронном виде). А вот прозрачный пластиковый ключ с впрессованным металлическим кругляшком, напоминающий транспондер автомобильного иммобилайзера, поставил нас в тупик. Неужели эти кроссовки оборудованы еще и «противоугонкой»? Однако все оказалось проще – этот ключ – магнитный, он вводит кроссовки в демонстрационный режим, чтобы каждый мог убедиться в том, как работают высокие спортивные технологии. Цена всего этого набора – 250 евро. Вкусная защита



Почечная недостача | Прибытие поезда | Google вне компьютера | Ракета в паддоке | Первые шаги невидимки | Моментальный анти-кариес | Земля – астероид – Марс | Apple надкусили | «Зомби» на марше | Океанский космодром | Волнуешься? Значит, виновен! | Сеньор Робинзон | Жизнь за пять минут | Секретное горючее | Кража личности | Ловцы Солнца | Advanced Step in Inovative Mobility | Воздухоплаватели | Без хвоста | Антиматерия в упряжке | Шпионская «Википедия» |