Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Адреналин - Укротители змея


«В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце…»
Решив, что в нашем возрасте несолидно запускать небольших воздушных змеев, мы потратились и приобрели гигантскую модель. Скоро мы поняли, что совершили ошибку. Слалом в закрытых помещениях

В начале сентября на зеленой лужайке на самом берегу Москвы-реки в Строгино можно было наблюдать забавную картину. В разгар рабочего дня три человека в белых нитяных перчатках с явным усилием тянули за почти невидимый тонкий трос, уходящий куда-то в небо. Предмет, парящий на другом конце троса, на высоте сотни метров, выглядел с земли небольшим клочком ткани. Но леер, тянущийся в небо, прямо-таки звенел от нагрузки. Хлопок – и трое «пилотов», не удержавшись на ногах, падают на траву… Так проходили испытания воздушного змея редакцией «Популярной механики». Мотоцикл педальный

На службе в армии Дом на дереве – мечта экстремала

Подобно бумаге, пороху, шелку, фарфору, компасу и еще множеству изобретений – воздушного змея придумали в Китае. Еще за несколько веков до нашей эры китайцы делали змеев в форме птиц, рыб, насекомых, драконов и людей, раскрашивали их в самые яркие цвета и запускали в небо во время народных праздников. Как и сейчас, это было баловством, но около века назад змеям нашли важное практическое применение. Впрочем, для пользы дела их применяли и раньше. Например, в 906 году киевский князь Олег использовал воздушных змеев при осаде Царьграда – вероятно, для устрашения противников. Над неприятелем в воздухе появились «кони и люди бумажные, вооружены и позлащены», рассказывает летопись. Спустя 160 лет великий нормандец Вильгельм Завоеватель использовал воздушных змеев для военной сигнализации при покорении англосаксонской Англии. Мягкие и пушистые микробы

Но по-настоящему популярными среди военных змеи стали только в начале прошлого века. Так, во время Первой мировой войны войска различных стран, а особенно Германии, применяли воздушных змеев для наблюдения за расположением противника. В безветренную погоду и при слабом ветре военные использовали привязные воздушные шары, а когда ветер «крепчал», они составляли цепочку из 5–10 больших коробчатых змеев, привязывали к образовавшемуся «змейковому поезду» корзину с наблюдателем и поднимали эту конструкцию в воздух на высоту до 800 метров. При наблюдении с помощью змеев удавалось подойти ближе к передовым позициям противника, поскольку воздушные змеи было сложнее расстрелять, чем воздушные шары. Выход из строя отдельного змея отражался только на высоте подъема наблюдателя, в то время как шар при попадании в него зажигательной ракеты за счет наполнявшего его водорода быстро загорался. Ночной дозор

Помимо наблюдения военные использовали змеев также для защиты стратегически важных объектов от нападения самолетов противника. Из маленьких воздушных змеев и шаров солдаты сооружали ограждение и поднимали его на высоту до 3000 метров – спускавшиеся с него проволочные тросы были очень опасны для самолетов. А чтобы ввести в заблуждение летчиков, змеям придавали форму монопланов и бипланов. Весной 1915 года в немецкой армии произошел такой курьезный случай. Утром немцы подняли в небо привязной самолет, который сразу скрылся за облаками. К полудню змей-биплан внезапно выглянул из-за облаков, и зенитчики, растерявшись, открыли по нему заградительный огонь. Причем змей заставил артиллеристов понервничать – они никак не могли его сбить. Дело в том, что при стрельбе военные делали поправку на скорость движения настоящего самолета. Расстреляв добрую порцию снарядов, зенитчики наконец поняли, что пытались сбить собственного воздушного змея. Соленые мечты

Помимо военных воздушного змея с 1894 года начинают активно применять различные исследователи – для изучения верхних слоев атмосферы, для проведения метеорологических исследований и т.п. Для аэросъемки местности к змеям подвешивали фотоаппарат. Но после Первой мировой войны с появлением более совершенных летательных аппаратов змеи снова, как и в древние времена, стали использоваться исключительно для развлечения. Запулить в небо

В отрыв Шоу прежде всего

Редакция «Популярной механики» давно заинтересовалась воздушными змеями. Решив заодно отдать дань модному увлечению – аэрофотографии, – мы выбрали в магазине большого энтузиаста змейкового дела Александра Иксанова самую большую и грузоподъемную модель – неуправляемый бескаркасный змей 2х3,6 м (наш знакомый парашютист и воздушный оператор Игорь Калинин, в разговоре с которым мы упомянули размеры, покачал головой и заметил, что его парашют меньше). Пол-лимузина

В соответствии с духом времени снимать было решено не на пленочный фотоаппарат, а на цифровую камеру. Чтобы не возиться с пультом ДУ, мы решили использовать функцию интервальной съемки (автоматическая съемка через заданные промежутки времени). Однако нам пришлось помучиться – оказалось, что камер, имеющих такую функцию, совсем немного. После долгих поисков мы остановились на Pentax Optio X, которая привлекла нас также и своим малым весом. Из двух резиновых эластичных колец и двух метров тонкого шнура мы связали специальную подвеску для камеры. Pentax Optio X, что немаловажно, к тому же снабжена кольцом для дополнительного крепления страховочного тросика – чтобы в случае, если порвется шнур подвески, камера не упала на землю. Супермен на полминуты

…Мы поняли, что погорячились с размерами, когда поднявшийся с земли (скорость приземного ветра достигала 3–5 м/с) на почти стометровую высоту змей окончательно вошел в ламинарный поток. 90-килограммового Николая почти отрывало от земли, пришлось поспешить ему на помощь. Втроем (90+70+70 кг!) мы едва удерживали «взбесившегося воздушного гада». Хорошо еще, что создатель этой модели заблаговременно предупредил нас о необходимости использовать перчатки – иначе мы бы ободрали всю кожу с ладоней. Кажется, взбрыкнувший змей почувствовал, что силы неравны, и слегка успокоился. Втроем мы вполне уверенно удерживали его, однако перед нами стоял один очень актуальный вопрос: а что же дальше? Посадить змея, притянув его леером к земле, казалось совершенно нереальным… В общем, мы были очень похожи на начинающего автомобилиста, который впервые сел в Ferrari, разогнался… и забыл, как тормозить. Череп Микки Мауса

Мы не успели обсудить возможные решения этой задачи: звенящий как струна леер сдался первым и с хлопком порвался где-то посередине. Крыло, лишившееся натяжения строп, потеряло форму, «сдулось» и начало плавно планировать в направлении Москвы-реки, унося туда же привязанную к нему камеру. Допинг в формате МР3

Но нам повезло вдвойне. Во-первых, до воды змей не дотянул, а во-вторых, посадка была довольно мягкой: ветви растущего на берегу дерева остановили его пикирующий полет. Камера осталась цела, а вот мы сами немного пострадали: один из редакторов порезал ладони, а второй обжегся леером (и то и другое – прямо сквозь перчатки!). Налицо и моральный ущерб: еще раз запустить гигантского змея мы решимся, пожалуй, только тогда, когда наберемся опыта на «малышах» (и купим новый, более прочный леер, и еще – не забыть 100-килограммовый якорь!). Впрочем, один из редакторов останавливаться на достигнутом не согласен: он предлагает купить еще пяток больших змеев, составить из них поезд и с его помощью взлететь в небо, как во время Первой мировой. А на замечания, что это небезопасно, заявляет, что, по крайней мере, враги его не подстрелят. Воздушные змеи как наркотик: кто-то «подсаживается» сразу, а кому-то еще нужно время… Полеты на лезвии ножа


Бронебойный отдых

Занимательная серпентология Сани летом

Традиционный змей состоит из трех основных элементов: каркаса, полотна и уздечки, а для запуска еще нужны леер и катушка для намотки нити. Некоторые модели украшают хвостами, которые часто служат стабилизатором. Помимо обычных каркасных змеев существуют также бескаркасные, форму которым придает ветер. Самый известный представитель этого семейства – параплан. Есть также гибриды – полужесткие змеи: они имеют каркас, но при этом их элементы не соединены жестко Опознанный летающий объект

Змеиные материалы Пауэрскоп

Цена змея зависит от размера и качества материалов полотна и реек каркаса. Дешевле всего – модели с полотном из картона, но сильный ветер его просто разорвет. Змеи из полиэтилена ($1–4) прочнее, но недолговечны. Цены на змеи из продуваемого полиэстера начинаются от $15. Змеи, изготовленные из непродуваемого нейлона (Rip Stop Neylon – материал нашего змея), примерно вдвое дороже, но настолько же выше и их летные качества. Самый дешевый каркасный материал – стеклопластик, далее идет более легкое, но и более ломкое дерево, а идеальным материалом для реек считается углепластик, который и легче, и прочнее дерева, но ведет к подорожанию змея в 2–3 раза. Под небом ледяным

Змеепроизводители Танцы с шестом

Несмотря на то что Китай – историческая родина воздушных змеев, продукция с Востока пользуется наименьшим уважением у продавцов и покупателей (от 50 рублей). Российские змеи лучше, но стоят дороже (от 200 рублей, но наш гигант обошелся в семь тысяч). А самыми качественными считаются европейские и американские, но и цены на них измеряются тысячами рублей. Двигатель – лишний

Классы На краю жизни

Наиболее популярные среди начинающих змеи – неуправляемые. Они привязываются одним леером, тогда как управляемые, любимые энтузиастами этого дела, – двумя. Натягивая на себя то левый леер, то правый, можно заставить змея выполнять красивые пируэты. Мы остановили свой выбор на неуправ-ляемом змее, поскольку высота его подъема ограничена только длиной леера, тогда как управляемый можно поднять лишь на 50–70 метров.





Мягкие и пушистые микробы | Укротители змея | Ночной дозор | Путь свободы | Соленые мечты | Синий барон | Запулить в небо | Гонки на табуретке | Шоу прежде всего | Солнечная регата | Пол-лимузина | Полеты над Невой | Супермен на полминуты | Африканские гонки | Череп Микки Мауса | Не такие, как все | Допинг в формате МР3 | Завоеватели каньонов | Полеты на лезвии ножа | Метательная машина | Бронебойный отдых |