Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Адреналин - Черный, белый и немного золотаИ круглее всех предшественников
Таков основной снаряд главного спортивного события этого года – чемпионата мира по футболу.
Слалом в закрытых помещенияхКомандный дух – одно из самых главных качеств, необходимых для победы. Мы точно знаем, что в нынешнем чемпионате мира по футболу выиграть без командного духа будет совершенно невозможно. Как и просто сыграть хотя бы один матч. «Плюс командный дух» – именно так переводится с немецкого название нового официального мяча чемпионата мира +Teamgeist, изготовленного компанией adidas.
Мотоцикл педальныйПятнистый символ
Дом на дереве – мечта экстремалаДо конца 1960-х годов футбольные мячи делали из прямоугольных полосок коричневой кожи (по похожей схеме сейчас шьются мячи для волейбола). Удары по тяжелым мячам (особенно в мокрую погоду) были для игроков достаточно болезненными, и это, понятное дело, сказывалось на точности игры. Революция произошла в 1970 году, когда на сцену чемпионата мира в Мексике вышел первый мяч adidas, сшитый из двенадцати черных пятиугольников и двадцати белых шестиугольников. Пятнистый окрас был выбран неслучайно: чемпионат 1970 года впервые транслировался в прямом эфире и мяч Telstar был отлично виден на черно-белых телеэкранах. Неудивительно, что именно этот мяч стал общемировым футбольным символом.
Мягкие и пушистые микробыНовые технологии
Ночной дозорМяч, созданный компанией adidas для чемпионата мира 2006 года, стал настоящей революцией в мире футбола. После 36 лет следования классическому 32-панельному adidas радикально изменила конструкцию мяча – теперь он состоит из 14 панелей сложной формы (шесть «пропеллеров» и восемь «турбин»). «Пяти- и шестиугольные панели прошлых мячей были сшиты по прямой линии, а в новом мяче ‘пропеллеры’ плотно прилегают к ‘турбинам’ – и это бесспорное преимущество, – рассказывает «Популярной механике» Ганс Питер Нюрнберг, технолог отдела инновационных разработок компании adidas. – Мы смогли сделать мяч еще более круглым, он имеет меньше стыков
и швов (их общая длина уменьшилась примерно на 15%). Да и процесс производства значительно упростился за счет уменьшения количества панелей». «Такая форма панелей появилась как следствие новой технологии термосклейки формованных деталей (впервые была использована в мяче чемпионата Европы 2004 года), – добавляет дизайнер мяча +Teamgeist, сотрудник отдела инновационных разработок Скотт Томлинсон. – Она освободила нас от необходимости ‘плиточного’ покрытия мяча. Все панели вместе образуют однородную структуру, сокращая количество угловых стыков».
Соленые мечтыЕще один значительный шаг, по словам Нюрнберга, это прозрачная оболочка, покрывающая мяч: «Мы называем эту технологию ‘underglass’ (под стеклом). На рисунок нанесен последний прозрачный слой, который обеспечивает равномерное и износоустойчивое покрытие. У предыдущих мячей чувствуется отличие между зонами с графическим оформлением и без него, что приводит к разнице в контакте – а значит, и в поведении мяча, особенно в условиях высокой влажности. +Teamgeist имеет однородную поверхность, и мяч в любых погодных условиях летит ровно – вне зависимости от того, в какую его точку бьет футболист».
Запулить в небоПроверка боем
Шоу прежде всегоНо не стоит думать, что дизайнеры могут делать с мячом все что захотят. «Чтобы мяч получил звание ‘официального’, он должен соответствовать стандарту FIFA по массе, форме, водонепроницаемости, долговечности и даже высоте отскока, – говорит Нюрнберг. – Это очень жесткие требования, и у дизайнеров и технологов, желающих помочь футболистам играть лучше, остается очень мало простора для маневра. Мы разработали специальное оборудование и методику тестирования, а чтобы точно уложиться в стандарты FIFA, установили собственные, еще более жесткие требования».
Пол-лимузинаС помощью приборов измерялся даже такой параметр, как точность мяча. Тесты, проведенные в футбольной лаборатории adidas в Шайнфелде с помощью специальной роботизированной ноги и на кафедре спортивных технологий университета Лафборо, показали, что точность мяча +Teamgeist на 30% выше, чем у его конкурентов. Но каковы бы ни были лабораторные измерения, окончательный ответ все равно могут дать только те, кто будет играть этим мячом – профессиональные футболисты. По словам Нюрнберга, при тестировании мяча большое внимание уделялось именно ощущениям игроков. А эксперт-консультант программы разработки мячей adidas Гюнтер Пфау рассказал нам, что, когда официальный мяч чемпионата мира был готов, во время тестирования на поле выяснилось, что в дождливую погоду он становился слишком скользким, а в сухую и жаркую – липким: «Пришлось изменить состав внешнего покрытия: мы никогда бы не обнаружили этого в лабораторных условиях».
Супермен на полминутыЭлектронные судьи
Череп Микки МаусаМежду тем новый мяч мог бы быть еще более революционным. Ведь изначально планировалось, что чемпионат мира 2006 года станет первым событием, где будет применяться электронная система слежения за мячом, разработанная немецкой компанией Cairos Technologies. В мяч планировалось встроить электронный чип, а ворота оснастить антеннами. Система могла бы бесстрастно фиксировать гол и передавать информацию об этом арбитрам на специальные электронные браслеты.
Допинг в формате МР3Эта технология уже прошла первую проверку на юниорском чемпионате мира в Перу в сентябре 2005 года. Но руководство FIFA решило пока не использовать новую систему на чемпионате мира. «Технология пока еще не готова, – так высказался по этому поводу генеральный секретарь FIFA Урс Линси. – Идея хорошая, но нужно еще время, чтобы довести ее до необходимой точности и надежности». А президент FIFA Сепп Блаттер, по его собственным словам, испытывает смешанные чувства в вопросе внедрения новых технологий: «Это испортит все удовольствие от дискуссии – был гол или не был. Болельщикам будет этого не хватать».
Полеты на лезвии ножаВпрочем, есть надежда, что на чемпионате мира 2010 года в ЮАР уже будут играть «электронным» мячом, а +Teamgeist станет последним в истории мирового футбола «неэлектронным» снарядом. Кстати, чтобы поиграть им, не обязательно входить в национальную сборную – мяч, на разработку которого компания adidas потратила три года, можно купить в магазине всего за $125.
Официальная десятка
В 1963 году компания adidas начала разрабатывать высококачественные футбольные мячи, а в 1970-м заключила соглашение с FIFA на поставку официального мяча Кубка мира FIFA в Мексике. С тех пор каждые четыре года adidas производит на свет новый официальный мяч чемпионата мира по футболу. Нынешний мяч – десятый по счету.
Telstar: Мексика-1970
Кожаный мяч Telstar был сшит вручную из 32 элементов – 12 пятиугольных и 20 шестиугольных панелей – и стал самым круглым мячом тех лет. Его дизайн навсегда вошел в историю футбола. Белый мяч, украшенный черными пятиугольниками – Telstar (Star of Television, «Телезвезда») гораздо лучше заметен на черно-белом экране. Этот мяч стал прототипом последующих поколений.
Telstar/Chile: Германия-1974
В чемпионате мира в Германии в 1974 году «участвовали» два мяча. Для мяча Telstar это было уже второе появление, только логотип был теперь не золотым, а черным. Компания adidas представила также белую версию мяча – adidas Chile – в честь полностью белого мяча Кубка 1962 года в Чили. От Telstar 1970 года они отличались лишь рисунком, материалы и технологии остались теми же.
Tango: Аргентина-1978
В 1978 году миру был представлен adidas Tango – модель, ставшая впоследствии «классикой дизайна». Хотя мяч был сшит из тех же 32 панелей, рисунок из 20 идентичных триад создавал впечатление 12 окружностей, опоясывающих мяч. Дизайн официальных мячей следующих пяти чемпионатов FIFA был основан именно на этой идее. Tango обладал также большей стойкостью к атмосферным воздействиям.
Tango Espana: Испания-1982
В 1982-м дизайн Tango 1978 года изменился несильно. А вот технологические изменения Tango Espana были более существенны. Мяч по-прежнему шили из кожи, но швы проклеили и сделали водонепроницаемыми. Это значительно повысило износостойкость и сократило поглощение воды мячом, а следовательно, минимизировало увеличение веса в мокрую погоду.
Azteca: Мексика-1986
Это первый официальный мяч чемпионата FIFA, сделанный из синтетических материалов. В результате срок его службы значительно возрос, а степень поглощения воды уменьшилась. Azteca обладал прекрасными характеристиками при игре на твердых поверхностях, в высокогорных условиях и в мокрую погоду , что было значительным шагом вперед. Триады, опоясывавшие этот мяч, были украшены ацтекскими орнаментами.
Etrusco Unico: Италия-1990
При создании adidas Etrusco Unico использовались только синтетические материалы. Etrusco Unico стал первым мячом, внутренний слой которого был выполнен из полиуретановой пены, благодаря чему мяч стал более живым, быстрым и совершенно водонепроницаемым. В имени и дизайне улавливается влияние древней истории Италии и культурного наследия этрусков. Три головы этрускских львов украшают каждую из 20 триад.
Questra: США-1994
Официальный мяч чемпионата 1994 года – воплощение высоких технологий. Использование внутреннего энерговозвращающего слоя полиуретановой пены позволило мячу стать мягче (то есть послушнее) и гораздо быстрее. Вдохновленный космическими технологиями и американским стремлением к звездам (Quest for the Stars, отсюда и название), Questra установил новые стандарты.
Tricolore: Франция-1998
Первый многоцветный официальный мяч чемпионата. Французский флаг и хвост петуха, традиционного символа Франции и Французской футбольной федерации, нашли отражение в названии и дизайне. В adidas Tricolore использовался слой синтетической пены с регулярной матрицей из прочных микроячеек, заполненных газом. Такая структура обеспечивала долговечность и хороший тактильный контакт с мячом.
Fevernova: Корея и Япония-2002
Это первый официальный мяч, дизайн которого отличался от традиционного мяча Tango 1978 года. Рисунок и цветовая гамма Fevernova навеяны культурой стран Дальнего Востока. Специальная прослойка из синтетической пены способствовала улучшению характеристик мяча, а трехслойный тканый каркас обеспечивал большую точность удара и предсказуемость траектории полета.
+Teamgeist: Германия-2006
Впервые за 36 лет компания adidas отступила от классического 32-панельного дизайна. Каркас и панели, соединенные по технологии термосклейки, обеспечивают водонепроницаемость и более ровную поверхность, повышающую результативность ударов. Рисунок выполнен в черно-белой гамме – традиционных цветах немецкой сборной, с золотой окантовкой – символом Кубка мира, и покрыт прозрачным защитным слоем.
Черный, белый и немного золота |
Слалом в закрытых помещениях |
Забавы эскимосов |
Мотоцикл педальный |
Рогатый руль |
Дом на дереве – мечта экстремала |
Микросхема под кожу |
Мягкие и пушистые микробы |
Укротители змея |
Ночной дозор |
Путь свободы |
Соленые мечты |