Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Адреналин - Гонки на табуретке


Мал конёк, да удал
Увидев на дороге скутер, отнеситесь к нему с уважением: эта маленькая машинка способна на многое! Черный, белый и немного золота

Табуретки, жужики, дырчики, детские мопедики — какими только уничижительными словами не называют малокубатурные городские скутеры. А потом удивляются, когда «полтинник» с легкостью обставляет новенькую иномарку, стартуя со светофора. Маленькие, да удаленькие машинки способны на многое. В Германии, Италии, Англии и других европейских странах скутерные гонки собирают целые стадионы поклонников. В нашей стране по итогам этапов, проводимых в разных городах, ежегодно разыгрывается кубок Мотоциклетной федерации России по шоссейно-кольцевым гонкам на скутерах и мини-байках. Забавы эскимосов

Полуфабрикат Рогатый руль

Существование скутерных гонок неудивительно. Владельцы уникальной и тюнинговой техники всегда стремятся помериться силами, а скутеры — это, пожалуй, единственное средство транспорта, которое без тюнинга просто немыслимо. Приобретая скутер в магазине, покупатель получает мопед с максимальной скоростью 40 км/ч: производители специально ставят на новые машины ограничители мощности, чтобы они попадали в категорию «мопеды» (для управления такими машинами не нужны водительские права). Ограничитель легко снимается, однако получившаяся «максималка» (60-70 км/ч) разве что достаточна для того, чтобы чувствовать себя уверенно в городском транспортном потоке. Микросхема под кожу

Рано или поздно практически каждый обладатель скутера начинает интересоваться тюнингом, благо, в отличие от мотоциклетных и автомобильных деталей, скутерные части вполне доступны. К примеру, высококлассная поршневая группа (цилиндр и поршень) обойдется в 100-200 евро. Среди скутеристов большой популярностью пользуются поршневые с рабочим объемом 70 см3. При большей мощности внешне они совершенно неотличимы от 50-кубовых и позволяют легко вводить в заблуждение полицию. 70-кубовые поршневые распространились настолько, что были выделены в отдельный гоночный класс. Укротители змея

Творческий подход в модернизации скутера необходим при подборе диаметра диффузора и топливного жиклера карбюратора, выборе грузиков для бесступенчатого вариатора, определяющих характер изменения передаточных отношений, и пружины центробежного сцепления, от которой зависят обороты старта. Замене подлежат подвеска и тормоза, система выпуска и электрика, а затем дело доходит и до внешнего стайлинга. Модернизация и настройка скутера достаточно просты с финансовой и технологической точки зрения, однако лишь единицам удается добиться гармоничного сочетания всех параметров, при котором мощность скутера достигает своей максимальной величины. Есть и свои герои. Итальянец Массимо Тедески известен во всем мире умением выжать из скутерного движка все, на что он способен, и даже больше. Мотор, побывавший в руках Тедески, — грозное орудие победы. Путь свободы

В то время как мощность мотора стандартного скутера (со снятым ограничителем) редко достигает 5 л.с., моторы гоночных машин имеют 13-15 л.с. (50 см3) и 20-22 л.с. (70 см3) «честной» мощности на заднем колесе (показатель, замеренный на валу двигателя, обычно примерно на 30% больше). Пусть эти цифры не кажутся вам маленькими: гоночный скутер в несколько раз легче схожего с ним по мощности карта (примерно 80 кг), бесступенчатый вариатор позволяет ему разгоняться на оборотах максимальной мощности, он отлично чувствует себя на скоростях свыше 120 км/ч. Для картодромов, а тем более для городских улиц динамики доработанных машин более чем достаточно. Синий барон

Наука побеждать Гонки на табуретке

Чемпионом России по скутерным гонкам в 2005 году стал Кирилл Ларин, выступающий за команду Scooter-Attack Russia. Гоночный снаряд был подготовлен компанией Revout Racing, специализирующейся на тюнинге скутеров. Как рассказал «ПМ» руководитель Revout Владимир Завьялов, создание аппарата, способного побеждать, требует куда более серьезного подхода, нежели просто приобретение самых дорогих тюнинговых деталей. Солнечная регата

50-кубовая гоночная поршневая от перспективного немецкого бренда Stage 6 и картер двигателя донорского скутера Yamaha Jog были отправлены на доработку в Германию. Специалисты немецкой фирмы Scooter-Attack добились идеального совмещения продувочных каналов поршневой и картера для беспрепятственного прохождения максимального количества топливно-воздушной смеси. Вручную из алюминия был выточен впускной патрубок взамен стандартной пластиковой детали. В двигатель установили так называемый HPC-коленвал (High Primary Compression, или «полнощекий»), который увеличивает степень сжатия смеси за счет более эффективного использования инерции. Лепестковый впускной клапан увеличенного сечения с лепестками из карбона обеспечивает меньшее входное сопротивление и повышенную надежность. Полеты над Невой

Резонансная прямоточная система выпуска Polini Evo минимизирует потери смеси двухтактного двигателя за счет обратной отдачи. Конфигурация глушителя оптимальна именно для кубатуры 50 см3 и подобрана таким образом, что максимальный эффект резонанса достигается на оборотах максимальной мощности. Африканские гонки

U-образная рама стандартного «дырчика», недостаточно жесткая для гонок, усилена металлической «клеткой», сваренной из стальных труб, которая фактически превращает мотороллер в мотоцикл (без проема для ног). Ноги пилот размещает на традиционных мотоциклетных подножках. Специалисты Revout не нашли в каталогах тюнинга тормозных систем, достойных гоночного Yamaha Jog. Перфорированный плавающий тормозной диск нужного диаметра был вручную выточен из чугуна. На заказ сделаны и пружины для передней вилки. Не такие, как все

Залог победы на этапе — удачные настройки. Диаметры диффузора карбюратора и топливных жиклеров подбираются не только под конкретную трассу, но и под текущую погоду. Настройки могут кардинально отличаться на утренней (прохладной) тренировке и дневной гонке под палящим солнцем. За «дыханием» капризного «полтинника» нужно постоянно следить и приводить в соответствие с его настроением сцепление и вариатор, чтобы мотор работал на оборотах максимальной мощности. Настройки вариатора с расширенным диапазоном передаточных отношений зависят от конфигурации трассы — для каждого трека команда выбирает оптимальное соотношение между максимальной скоростью и динамикой разгона. Завоеватели каньонов

24 часа табуретки Метательная машина

Скутерные гонки радуют как самих скутеристов, так и производителей и продавцов скутерного тюнинга. Когда оба энтузиазма сходятся вместе, происходят события невероятного масштаба. К примеру, ежегодный немецкий праздник Scooter Weekend, организуемый компанией Scooter-Attack, собирает колоссальные толпы участников и зрителей. На Scooter Weekend можно увидеть кольцевые гонки и стант-райдинг (трюковую езду) на скутерах, поучаствовать в забавных соревнованиях по отжиганию резины, найти самый красивый скутер или скутер самой безумной конструкции, выяснить, чей мотор мощнее, взобравшись на динамометрический стенд. На закуску предлагается полный спектр нескутерных развлечений: рок-концерты, стриптиз, пиво и, разумеется, бесконечное общение с братьями по разуму. Хулиганские изобретения

Но гвоздь программы скутерного шоу — спринтерские заезды и дрэг-рейсинг. Их единственная цель — пройти прямой участок за минимальное время. Звезды дрэг-рейсинга — это чудища, длина которых в полтора-два раза превышает длину обычного скутера. На таких скутерах пилот располагается лежа. Машины могут выглядеть невероятно красиво, а могут быть устрашающими. Среди дрэг-рейсеров особенно популярен стиль Cutdown: его поклонники снимают со скутера все облицовочные панели и «лишние детали», обнажая могучие внутренности машины, а заодно снижая вес. Небо тебя найдет

В скоростных заездах по прямой участвуют и скутеры со стандартной базой и посадкой. Их пилотам приходится бороться со стремлением короткого скутера встать на заднее колесо сразу после старта (для машины весом 50-100 кг гоночные моторы очень мощны). Проблему легко решает незамысловатый аксессуар wheellie bar, напоминающий дополнительные колесики детского велосипеда. Рамка с маленькими колесиками за задним колесом скутера служит дополнительной опорой на старте. Спорт дровосеков

Однако дрэг — это далеко не предел мечтаний и не высшая форма «издевательств» над городскими машинками. На немецкой трассе Харцринг ежегодно проходит 24-часовая гонка скутеров и маленьких мотоциклов в стиле Le Mans Endurance. За сутки непрерывной борьбы крохотные машинки вырабатывают практически весь свой ресурс, а гонщики и команда устают до изнеможения. Чемпионам 2005 года в классе скутеров (и вновь Scooter-Attack) за время заезда пришлось пережить несколько смен пилота и дозаправок, проливной дождь, длившийся почти всю ночь, длительный ремонт системы зажигания, отбросивший экипаж на 38-ю позицию, и даже сварку поврежденного бензобака! Миновав заветную линию финиша, пилот-чемпион вместе со скутером победно… рухнул на обочину без сил и, лишь слегка отдохнув, направился на заслуженный подиум. Лед и пламя

Между головой и снегом


Старая добрая Vespa Апгрейд до танка

Прародительница современных скутеров Vespa по сей день остается предметом вожделения многих ценителей. Знаменитый мотороллер был впервые выпущен компанией Piaggio в итальянском городке Понтедера в 1946 году. Скутер имел несущий кузов, оснащался коптящим двухтактным двигателем с трех- или четырехступенчатой механической коробкой передач и ручным сцеплением. Недорогая машинка задумывалась как народное транспортное средство. Робин Гуд из паба

В 1950-х Vespa приглянулась британской прогрессивной молодежи, поклонникам музыки Beatles и The Who. Чуть позже «своим» транспортным средством ее стали считать скинхеды. Сейчас Vespa любят все: от маргиналов, из принципа живущих исключительно на пособие по безработице, до богатых коллекционеров солидного возраста. В 2001 году концерн Piaggio начал выпускать новую версию Vespa, однако современный скутер не снискал такой популярности, как раритеты середины прошлого века. Кстати, для старой Vespa выпускается полный ассортимент современного тюнинга, иногда машинку можно встретить на гонках. Ведь ездить на старой Vespa — это по-настоящему круто! За плавный ход

Шарики за ролики



Синий барон | Запулить в небо | Гонки на табуретке | Шоу прежде всего | Солнечная регата | Пол-лимузина | Полеты над Невой | Супермен на полминуты | Африканские гонки | Череп Микки Мауса | Не такие, как все | Допинг в формате МР3 | Завоеватели каньонов | Полеты на лезвии ножа | Метательная машина | Бронебойный отдых | Хулиганские изобретения | Сани летом | Небо тебя найдет | Опознанный летающий объект | Спорт дровосеков |