Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Адреналин - Сани летом


Люжники
Какой же русский не любит быстрой езды (особенно наблюдая телетрансляцию гонок «Формулы-1»)? К счастью, радость от скорости можно почувствовать не только на гоночном автомобиле стоимостью несколько миллионов долларов или гравимобиле – безмоторном скоростном аппарате стоимостью в полмиллиона долларов. Один из самых доступных вариантов – суперскоростной скейтборд, или стритлюж. Синий барон

С момента изобретения скейта энтузиасты этого снаряда соревновались между собой – кто проедет красивее, кто прыгнет выше, и, конечно, кто разгонится до большей скорости. Первые гонки на скейтах состоялись в 1960-х на холмах Калифорнии, ведь именно в этом штате из простой доски и «располовиненного» роликового конька был создан первый скейтборд. В середине 1970-х гора Сигнальная в Калифорнии стала настоящей Меккой скоростного скейтбординга. В погоне за скоростью гонщики, катавшиеся стоя или лежа на животе головой вперед, часто получали серьезные травмы и даже разбивались насмерть. Власти Калифорнии были вынуждены ввести для скейтбордов ограничение скорости в 15 км/ч. Гонки на табуретке

В 1984 году одна из телекомпаний показала передачу о «рыцарях горных дорог». Этот репортаж стал детонатором, который вызвал цепную реакцию. А в 1995-м на X Games, своего рода Олимпиаде альтернативных видов спорта, один из крупнейших спортивных телеканалов – ESPN – представил публике новый вид спорта – стритлюж (streetluge, «уличные сани»). Взрослые мужчины в кожаных костюмах и мотошлемах мчались с бешеной скоростью, лежа на спине на низких длинных тележках. Заезды проходили в холмистой местности на шоссе, края которого были огорожены брикетами соломы. Втыкаясь в брикеты, гонщики разбрасывали солому и поднимали тучи пыли. Солнечная регата

Потомок скейтборда Полеты над Невой

Как и традиционный скейтборд, стритлюж имеет четыре колеса с подшипниками и две подвески. Собственно, на этом сходство и заканчивается. Дека стритлюжа длиннее и представляет собой алюминиевую или композитную раму с подушкой для головы и спины и ручками, которые позволяют «раскачивать лодку» и таким образом управлять болидом. Подвески у стритлюжа шире, а колеса – больше и мягче. А само главное, обычный скейтборд – это серийный промышленный продукт, а стритлюж – настоящий гоночный болид, шедевр науки и скейтового искусства. Не существует никаких ограничений ни на размеры, ни на массу, ни на материалы, из которых собран аппарат: можно делать все, на что хватает фантазии, ума и денег. Впрочем, обязательные требования все же есть (они продиктованы безопасностью пилота и окружающих). Например, у всех стритлюжей должны быть опоры для ног с мягкими бамперами для защиты при столкновениях. Африканские гонки

Еще одно отличие от скейта – это развиваемая скорость, а стало быть, необходимость серьезной защиты пилота. При падении на асфальт зашкуривание тела происходит очень быстро и жестоко – это вам не лед и не снег: представьте, что вы подставили руку под абразивный диск, который вращается с линейной скоростью 40 км/ч. По идее для скоростей до 60 км/ч достаточно простого комплекта мотоциклетной защиты: шлем, панцирь, налокотники и кожаные перчатки. Для скоростей под сотню придется раздобыть профессиональную экипировку – кожаный костюм, армированный кевларом, и пластиковый шлем с прозрачным забралом. Впрочем, известны случаи, когда кожаный костюм, джинсы и человеческая кожа протирались за одно падение – насквозь… Не такие, как все

Между снегом и асфальтом Завоеватели каньонов

Стритлюж сочетает идеи, материалы и технологии мотоспорта и технику катания на санях по ледяным трассам. Как и на заре автогонок, пилоты и конструкторы стритлюжей – это зачастую одни и те же люди (не всякий доверит свою жизнь другим). В стритлюже надежность, масса и цена постоянно сражаются друг с другом. Большая масса замедляет ускорение, но, при прочих равных условиях, повышает максимальную скорость. Но чем тяжелее аппарат, тем сложнее им управлять, и это касается не только нефтетанкеров и самолетов, но и стритлюжей (гоночная модель весит от 10 до 15 кг). Метательная машина

Если подвески поворачиваются не так, как надо, а колеса юзят в повороте, то на высокой скорости будет трудно вписаться в вираж. А если, к примеру, колеса хорошо держат на грубом асфальте, но идут медленно, то гонщик впишется в поворот, но покажет плохое время. Широкие подвески положительно влияют на устойчивость, но отрицательно на управляемость. Поскольку у стритлюжа достаточно длинная колесная база, очень важно, чтобы рама минимально прогибалась при нагрузке. Стритлюж ни в коем случае не должен касаться асфальта ничем, кроме колес. Жесткая рама не будет раскачиваться и резонировать, ею проще управлять. Для высоких скоростей надо устанавливать подвески с небольшим рабочим углом (они не очень маневренны, зато чрезвычайно устойчивы), использовать жесткие амортизаторы и туго их затягивать. Хулиганские изобретения

Клиренс, расстояние между дорогой и самой нижней точкой рамы, обычно составляет всего около сантиметра. Чем ниже центр тяжести, тем выше устойчивость аппарата. Колеса для стритлюжа подбираются по принципу «чем больше, тем лучше» – в пределах от 70 до 90 мм. Чем больше диаметр колеса, тем меньше сопротивление качения, но тем выше расположен центр тяжести доски и хуже устойчивость. Трение определяется материалом, геометрией и формой колес. Твердость материала для колес выбирается в зависимости от покрытия (от мягкой до средней). Как и в автогонках, чем колеса мягче, тем лучше они держат дорогу, но слишком мягкие колеса начнут подплавляться на высоких скоростях. Последнее время все активнее используются колеса, сделанные из пластиков двух типов – с жесткими сердцевиной и серединой, но мягкими краями. Благодаря такому решению колесо точно сидит на оси, скорость на прямых участках высокая и сцепление колес с дорогой в повороте остается отличным. С подшипниками все просто: чем выше качество – тем выше скорость; особенно хороши подшипники с керамическими шариками. Небо тебя найдет

Гравитационный болид Спорт дровосеков

В отличие от автомобилей, в скоростном скейтборде нет ни супердвигателей, ни супертоплива, и единственное, на что можно рассчитывать для разгона, – это сила тяжести. Но, увы, она действует на всех одинаково. Скейтеры, в отличие от гонщиков «Формулы-1», не могут давить на газ, поэтому побеждает тот, кто точнее поворачивает и меньше тормозит. Ветераны стритлюжа утверждают: «Слава и богатство ждут гения, который создаст эффективную и надежную тормозную систему для скоростных скейтбордов». А пока что все, от зеленых дебютантов до матерых профессионалов, гасят скорость… подошвами своих кроссовок. Поскольку на больших скоростях обувь снашивается быстро, на подошвы приходится наклеивать слой резины от автомобильных покрышек. Одна из известных фирм-производителей шин даже продает специальные сменные накладки для люжерской обуви. Лед и пламя

Как и в автогонках, управление стритлюжем – вопрос не мускулов, а глазомера, реакции, ума и, конечно, опыта. Известно, что пилоты ледяных саней выходят на высокий уровень только после нескольких лет гонок. У стритлюжников ситуация похожа – возраст делу не помеха. Между головой и снегом

Ошибки в управлении – не единственный способ вылететь с трассы. Еще один враг стритлюжа – резонанс. Выглядит это так: обычно на средней или высокой скорости доска начинает качаться и стремится сбросить пилота на землю. Разные стритлюжи (это в равной степени присуще и скейтборду) в разных условиях начинают «брыкаться» на разных скоростях. Единственное эффективное средство борьбы с резонансом – избегать его, меняя положение тела и скоростной режим. Апгрейд до танка

Люж для народа Робин Гуд из паба

Для любителей высоких скоростей, которые не готовы платить большие деньги за настоящий гоночный болид, существует отдельный класс скейтбордов – «классический люж». За этим благородным названием скрывается простонародный «батбординг». Катание происходит преимущественно сидя, потому что «бат» (butt) в переводе с английского означает как раз ту часть тела, на которой сидят. Прелесть этого вида скейтбординга в том, что по правилам соревнований дека должна быть сделана только из дерева, ее можно легко выпилить из толстой фанеры, а подвески и колеса могут быть только серийными (то есть доступны в магазине). При этом размеры доски не должны превышать 125х30 см, диаметр колес – 70 мм, а общий вес – 5 кг. И все! При наличии стандартных подвесок, мягких колес, фанеры и пилы можно сделать скоростной скейтборд своими руками. Как и стритлюж, батбординг тоже требует смелости и опыта, но расходы на оборудование при этом существенно меньше. Профессионалы и серьезные любители стритлюжа частенько катаются на батборде – техника похожа, да и скорости отличаются не слишком сильно. При этом гоняющие на батборде могут обидеться, если назвать их батбордерами (buttboarders, то есть «задобордеры»). Но вовсе не по той причине, которая первой приходит на ум: сами они предпочитают название «батпайлотс» (buttpilots, то есть «задопилоты»). За плавный ход

Пилот-призрак Шарики за ролики

Эксперименты со скоростными гонками на скейтбордах закончились в России в конце 1980-х годов, да и те были ограничены заездами по олимпийской велотрассе в Крылатском. Народ устраивал заезды стоя, лежа и даже дуэтом, то есть «каракатицей» (два человека садятся боком к направлению движения и кладут свои ноги на скейт партнера). Рекорд скорости того времени, замеренный с помощью горнолыжного оборудования типа «старт–финиш», был чуть больше 60 км/ч. Правда, в последнее время появились слухи, что в Москве есть один настоящий стритлюж. На нем неизвестный пилот устраивает ночные заезды по наклонным автобанам Воробьевых гор… Только по лицу

Автор благодарит скейтового инженера Дэна Гесмера за помощь в подготовке статьи. Реактивный спринт


Без мотора Летающий костыль

Гоночный стритлюж – это безмоторное четырехколесное индивидуальное транспортное средство, работа которого основана, как и у обычного скейтборда, на принципе «наклон–разворот». Пилот с помощью боковых рукояток наклоняет платформу вправо или влево относительно продольной оси, кронштейн подвески поворачивается относительно оси-«пальца», сжимая полиуретановые амортизаторы (а в некоторых конструкциях – стальные пружины), и разворачивает колесную ось. В результате оси колес перестают быть параллельными и стритлюж начинает катиться по дуге, а не по прямой. Чем больше наклон и разворот подвесок, тем меньше радиус поворота. А что касается поступательного движения, то здесь все просто: основная движущая сила стритлюжа – это гравитация.
Стоя, сидя или лежа – кому что нравится Суперхулиган

Рекорды Смешные железяки

Единственный официально зафиксированный Книгой рекордов Гиннесса рекорд скорости принадлежит Гари Хардуику, который в сентябре 1998 года разогнался, стоя на скейте, до 101 км/ч. Наедине с небом

В 2001 году Рэнди Олсон установил рекорд на скейтборде в позе лежа – 192,5 км/ч. Из-за того, что в родном штате Миннесота он не нашел подходящих гор, Рэнди вынужден был пользоваться ракетами-ускорителями. Летят по небу шарики

В апреле 2006 года на одном из калифорнийских аэродромов известный скейтер Майкл Шерлок добился скорости 160 км/ч в позе стоя. На начальном этапе его разгонял мотоциклист. Как показали эксперименты телеканала Discovery в аэродинамической трубе, при скорости около 250 км/ч набегающий поток сдувает человека с доски. Кружевные лыжи

Стили

В скоростном скейтбординге существуют три основных стиля катания – стоя, сидя и лежа. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. При катании стоя из-за большого лобового сопротивления скорость не очень высока, но падение достаточно опасно. При катании лежа скорость получается выше, но зато хуже управляемость и обзор.

И хотя падение происходит с меньшей высоты, это не спасает от травм. Сейчас скоростные соревнования проходят по нескольким дисциплинам: стритлюж, классик люж, скейтлюж (скоростное катание в положении сидя, дека немного отличается), скелетон (скейтборд для катания на животе головой вперед, специально разработан для летних тренировок саночников-скелетонистов), спидскейтинг (скоростной спуск на скейтборде стоя, или «стэндап»).


Подшипники. Мифы и реалии

В любом скейтово-роликовом магазине продаются подшипники типа 608 трех классов – АВЕС 3, АВЕС 5 и АВЕС 7. Любой продавец скажет, что чем выше класс, тем выше качество и поэтому выше цена. АВЕС – система классификации шариковых подшипников, принятая в США и широко распространенная в скейтово-роллерном мире. На самом деле классы АВЕС (1, 3, 5, 7, 9) определяют только допуски, то есть отклонения от основных заданных размеров. Допуски влияют на качество, но в гораздо меньшей степени, чем, например, материалы, из которых изготовлены детали, конструкция крышек и тип смазки, или то, насколько хорошо отшлифованы дорожки, по которым катятся шарики. Не менее важно, насколько плотно подшипник садится на ось и сидит в колесе: потери в посадке приводят к потерям в скорости. Специалисты утверждают, что важнее не класс, а производитель подшипников. Разницу между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать, если разогнаться, скажем, до 32 000 оборотов в минуту, то есть до скорости больше 500 км/ч.



Метательная машина | Бронебойный отдых | Хулиганские изобретения | Сани летом | Небо тебя найдет | Опознанный летающий объект | Спорт дровосеков | Пауэрскоп | Лед и пламя | Под небом ледяным | Между головой и снегом | Танцы с шестом | Апгрейд до танка | Двигатель – лишний | Робин Гуд из паба | На краю жизни | За плавный ход | Ракета с педалями | Шарики за ролики | Люди как рыбы | Только по лицу |