Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Адреналин - Ракета с педалями


Человек-пуля
Можно ли на велосипеде, с помощью одной лишь мускульной тяги, проехать за час 90 км? «Конечно, нет», – скажете вы и будете правы: пока такое не удавалось никому. Но возможно, это вопрос времени. По крайней мере, есть в мире несколько энтузиастов, которые настойчиво и небезуспешно движутся к этой цели. Полеты на лезвии ножа

Быстрый Фредди Бронебойный отдых

Ближе всех к преодолению заветного рубежа подошел Фред Маркхэм по прозвищу «Быстрый Фредди» . В ходе соревнования машин на мускульной тяге (HPV, Human Powered Vehicle), или веломобилей, как их называют в России, проходившего в июле 2006 года в штате Аризона, Маркхэм преодолел за час 85,99 км! Когда после рекордного заезда Маркхэма вынули из капсулы веломобиля, он едва слышно протянул: «Это максимум, на что я способен». Позже Быстрый Фредди вынес вердикт. 90 км – реальная задача, но для этого нужен спортсмен помоложе и более совершенные технологии. Ведь новый мировой рекорд Маркхэм установил в 49 лет. Сани летом

Еще в 1970-х Фредди был профессиональным велогонщиком и принимал участие в олимпийских соревнованиях на привычном велосипеде. Затем увлекся более скоростными веломобилями и в 1979 году стал первым в мире человеком, разогнавшимся до 50 миль/ч (80,45 км/ч) за счет мускульной тяги. Достижение Маркхэма заинтересовало мировую общественность, всем стало любопытно, какой скоростью ограничены человеческие возможности. Несколько энтузиастов даже осуществили компьютерное моделирование. Согласно ему, максимальная скорость человека, достижимая с помощью одной лишь мускульной тяги на ровной поверхности, ограничена 105–115 км/ч. Но и такие скорости казались многим недостижимыми. Тогда, чтобы проверить правильность компьютерных расчетов, компания DuPont в январе 1984 года объявила конкурс на преодоление рубежа в 65 миль/ч (104,6 км/ч). Быстрый Фредди вновь дал о себе знать – в 1986 году на специально разработанном веломобиле Gold Rush он оправдал надежды компьютера. Опознанный летающий объект

В конце 1990-х два бравых американских старика – Эд Демпси, в прошлом знаменитый автогонщик, и Пол Маккриди, авиаконструктор, создатель первого в мире летающего самолета с мускульным приводом – Gossamer Gondor, решили подстегнуть молодежь на новые подвиги, учредив конкурс Демпси–Маккриди с призовым фондом $25 000. Такое вознаграждение полагалось команде, которая первой сумеет проехать на веломобиле 90 км за час. Пауэрскоп

По всему было видно, что Пол и Эд мыслили понятиями своего времени, когда новые мировые рекорды давались сравнительно просто, а появлявшиеся передовые технологии позволяли существенно превосходить предыдущие достижения. Но в конце ХХ века все было по-другому: существовавший на тот момент рекорд – 79,14 км за час, установленный Сэмом Уиттингхэмом, стоил ему огромного труда. Даже превзойти рубеж 80 км казалось малореальным, а старики требовали от спортсменов невозможного – 90 км! Под небом ледяным

Но безумцы нашлись, и одним из них стал Быстрый Фредди. Вообще-то он планировал завершить свою спортивную карьеру, но не смог устоять, получив приглашение возглавить одну из команд. Не отказался от участия в конкурсе и обладатель тогдашнего мирового рекорда Сэм Уиттингхэм. Танцы с шестом

Рекордсмен Сэм Двигатель – лишний

Рекорд Сэма вряд ли был бы возможен, если б ему не помог болгарский скульптор Георгий Георгиев. Он в начале 1990-х стал соседом Уиттингхэма, переехав жить в Британскую Колумбию (Канада), и нашел свое новое призвание в конструировании веломобилей. «Я никогда не видел аэродинамической трубы, – поясняет Георгиев. – На все мои работы меня вдохновили формы живых существ. Вот с чего надо брать пример для подражания». Бионический подход Георгиева оказался крайне успешным, и сегодня лучшие велогонщики – Сэм Уиттингхэм, Фред Маркхэм, британский рекордсмен Роб Инглиш – ездят на его аппаратах. Но есть и те, кто идет своим путем. Например, основной конкурент Сэма и Фреда, Мэтт Уивер, сам конструирует свои машины. На краю жизни

Революционер Уивер Ракета с педалями

История вхождения Мэтта Уивера в велоспорт заслуживает отдельного рассказа. Все началось в 1987 году, когда, поступив на инженерный факультет Калифорнийского университета, Мэтт решил присоединиться к местной команде, гонявшей на веломобилях. Команда как раз проектировала новый веломобиль, и Уивер стал предлагать свои оригинальные идеи. Студенты старших курсов подняли новичка на смех. Обидевшись, Уивер решил построить веломобиль самостоятельно, в мастерской своего отца. Люди как рыбы

Практически все гоночные веломобили в то время были похожи на современные прогулочные модели. Пилот находился в полулежачем положении, но на приличном расстоянии от земли. Уивер же решил улучшить аэродинамику аппарата, расположив спортсмена прямо у земли – так, чтобы переднее колесо машины вращалось возле его паха. Другие конструкторы считали такую «низколежащую» конструкцию неустойчивой и сложно управляемой. Поэтому, когда в 1990 году Уивер появился на своем «низколежащем» веломобиле на соревновании, скептики ожидали, что юный конструктор перевернется в первом же вираже. Но произошло невероятное: Уивер без особых усилий обогнал всех своих конкурентов, включая непобедимого Фреда Маркхэма. Это был звездный час Мэтта. На всех последующих соревнованиях никто не смог составить ему конкуренцию, и так продолжалось до тех пор, пока конструкцию Уивера не переняли все остальные спортсмены. Произошла настоящая революция в мире веломобилей. Молодым пареньком из Калифорнии восхищались известные конструкторы, в том числе Гэднер Мартин, создатель знаменитого Gold Rush. Перегибы на местах

Но Мэтт Уивер не стал почивать на лаврах: каждую свободную минуту он посвящал либо тренировкам, либо усовершенствованию своего аппарата. Когда Маккриди и Демпси объявили свой конкурс, Мэтт был обладателем самого технически совершенного веломобиля. Тандем пополам

Однако у конструктора Уивера оставалось меньше времени на тренировки, чем у других спортсменов. К тому же его слишком сложный аппарат был менее надежным. В последнем соревновании Мэтт имел все шансы обогнать Фредди, но отказала система охлаждения. В результате, находясь в парилке капсулы веломобиля, Мэтт проехал куда медленнее, чем был способен. Вгрызаясь в лед

У конкурса Демпси–Маккриди было временнóе ограничение – 5 лет. По плану, проехать 90 км за час участники должны были до конца 2004 года. Но это не получилось, поэтому в ходе последнего соревнования в Аризоне Пол и Эд распределили призовой фонд между главным участниками соревнования, подарив $18 000 новому рекордсмену Маркхэму. Но гонки на этом не закончились. Классные гонки

До заветной цели осталось всего четыре километра – и спортсмены не собираются отступать. Стать чайкой


Битва за километры Стою на траве я, в лыжи обутый

Главное, о чем заботятся конструкторы веломобилей, – аэродинамика. Именно она в первую очередь определяет потенциал гоночного аппарата. Мэтт Уивер разрабатывает форму своего веломобиля с помощью компьютерного моделирования, затем продувает готовые модели в аэродинамической трубе. Георгий Георгиев обходится без этого. Он делает свои рекордные машины, используя находки бионики. Для облегчения монококи гоночных аппаратов делают из углепластика, применяют специальные шины с низким сопротивлением качению. Аппараты Георгиева Varna выглядят красивее, чем веломобиль Cutting Edge II Уивера, но последний технически совершенней. Вместо охлаждения встречным потоком воздуха, ухудшающим аэродинамику, Мэтт использует вентилятор и водяной насос, пропускающий холодную воду по трубкам, прилегающим к телу спортсмена. За дорогой Уивер следит не через стекло, а по монитору, на который «картинку» выводит видеокамера: это немного усложняет управление аппаратом, но позволяет использовать аэродинамически оптимальную форму монокока. Почти летчики



Двигатель – лишний | Робин Гуд из паба | На краю жизни | За плавный ход | Ракета с педалями | Шарики за ролики | Люди как рыбы | Только по лицу | Перегибы на местах | Реактивный спринт | Тандем пополам | Летающий костыль | Вгрызаясь в лед | Суперхулиган | Классные гонки | Смешные железяки | Стать чайкой | Наедине с небом | Стою на траве я, в лыжи обутый | Летят по небу шарики | Почти летчики |