Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Адреналин - Стою на траве я, в лыжи обутыйЛетний спорт
Встретив летом человека с горнолыжными ботинками, не спешите крутить пальцем у виска. Возможно, он просто идет кататься на grassski, или травяных лыжах.
Танцы с шестомГорнолыжники, мечтающие «перенести зиму в лето», неоднократно делали попытки создания соответствующих спортивных снарядов. Эволюция началась с простых платформ с одним рядом широких роликов и постепенно пришла к современному состоянию, когда в 1963 году, задолго до того, как глобальное потепление стало широко рекламироваться в прессе, немец Джозеф Кайзер изобрел гусеничную лыжу. А всего через 16 лет прошли первые международные соревнования на Кубок мира.
Двигатель – лишнийГусеничная лыжа
На краю жизниТравяные лыжи, как и трактора, делятся на колесные и гусеничные, но если в тракторном мире колеса быстрее гусениц, то в горных лыжах все наоборот. Колесные лыжи считаются более универсальными и менее капризными в управлении. На колесах можно без труда проехать по глине и по камням. В наши дни колесные лыжи – исчезающий вид, их заменили вездеходные роликовые коньки с надувными колесами большого диаметра. Гусеничные лыжи, рассчитанные на хорошо подготовленные травяные склоны, обеспечивают высокую скорость и точность управления, поэтому им нет альтернативы в большом спорте.
Ракета с педалямиВ основе современной гусеничной лыжи лежит рельс – металлический профиль с сечением в форме буквы «З», замкнутый в кольцо. По рельсу катится гусеница, которая состоит из тележек, закрепленных на ленте из капроновой ткани. Отверстия для крепления тележек прожигаются в ленте лазером. Тележка охватывает рельс своими роликами сверху и снизу и катится по нему, как поезд на «американских горках». У рельса есть «секретный» паз, который позволяет вставлять и вынимать тележки. Поверх капроновой ленты на тележку накладывают пластину-грунтозацеп, которая обеспечивает сцепление с грунтом и отвечает за управляемость. Грунтозацеп по краям имеет ребра с насечкой, которые работают так же, как стальные канты у снежной лыжи.
Люди как рыбыК внутренней стороне рельса прикреплена профилированная основа из дерева. Она определяет жесткость лыжи на изгиб, радиус поворота и отчасти скорость движения, а также служит основанием для крепления. Фактически это и есть настоящая деревянная лыжа, которая пишет дугу под давлением ботинка и заставляет grasski вести себя столь знакомым для горнолыжника образом.
Перегибы на местахТравяные лыжи, конечно, по длине не дотягивают до настоящих снежных. Однако они постепенно становятся все длиннее и уже доросли до метра. Международная федерация лыжных видов спорта FIS отменила все ограничения на длину лыж для соревнований. Ростовка современных травяных лыж колеблется от 65 см до 100 см, примерный радиус поворота – от 8 м до 25 м, а количество тележек – от 15 до 23. Чем меньше длина и, соответственно, радиус поворота лыжи, тем легче учиться кататься и тем меньшую скорость можно развить. Чем больше тележек, тем плавнее ход, но больше вес. Современные материалы позволяют снизить вес лыжи, увеличить скорость и добиться от нее необходимого характера поведения. Спортсмены-гонщики используют титановые платформы, закаленные рельсы и оси, точеные колеса, углепластиковые щитки, индивидуально спрофилированные деревянные платформы.
Тандем пополамТолько вперед
Вгрызаясь в ледОдни люди считают, что катание на травяных лыжах не сильно отличается от катания на снежных и водных лыжах, а другие утверждают, что при ближайшем рассмотрении у них много отличий. Например, скольжение возможно только вперед и совсем невозможно вбок. Поэтому, чтобы не сорваться в повороте, нужно управлять лыжей очень осторожно и точно, особенно в боковом направлении. Приходится выполнять то, что горнолыжники называют «чистый резаный поворот». На травяных лыжах сложно тормозить, потому что соскальзывать невозможно, а дисковых тормозов для них пока не сделали. Поэтому сбрасывать скорость приходится, заезжая вверх по склону.
Классные гонкиВ самом начале обучения при катании на малой скорости травяные лыжи кажутся похожими на роликовые коньки. Но потом, по мере роста опыта и возрастания скорости, гусеницы все больше напоминают снежные лыжи. Опытные лыжники разгоняются на травяных лыжах до таких же скоростей, как и на снежных. Спортивные техники катания на зимних и летних лыжах настолько похожи, что позволяют гонщикам тренироваться круглый год. Один из ведущих травяных гонщиков Мартин Степанек отмечает, что, катаясь только по траве и совершенно не тренируясь на снегу, он достойно выступает на снежных соревнованиях и даже зарабатывает очки FIS. Кроме того, за 30 лет своего существования grasski стали популярны не только среди снежных горнолыжников. Появилась группа людей, которые фанатично любят травяные лыжи в чистом виде и считают их абсолютно самостоятельным видом спорта.
Стать чайкойКуда податься
Стою на траве я, в лыжи обутыйК сожалению, на сегодняшний день приобрести чудо-снаряд в России невозможно, лыжи можно заказать только за рубежом. Профессиональные спортсмены катаются в основном на лыжах двух конкурирующих австрийских фирм, основанных бывшими траволыжниками: Speedy Jack (принадлежит гонщику Кристиану Балеку) и DLWH (компания Клауса Спинка). Цена гусеничных лыж с креплениями колеблется от Є300 до Є600. Спортсмену требуется более десяти пар лыж в сезон. Большинству любителей приходится менять или ремонтировать лыжи как минимум один раз за лето, поэтому grasski желательно сразу заказывать с ремкомплектом.
Почти летчикиИскать ровные травянистые склоны без камней и кустов, скорее всего, тоже придется за границей. Передовыми странами можно считать Австрию, Чехию и Японию. Только в Европе насчитывается более 40 курортов травяной ориентации. Травяные лыжи популярны в Андорре, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Польше, Франции. Летнее катание организуется даже на больших альпийских курортах, таких как Валь д’Изер, Сьер-Шевалье, Ле Дэз Альп.
Защита от дуракаПриблизительно столько же курортов существует во всех остальных странах мира, в основном в Японии и на Тайване. Почти все горные районы Тайваня хорошо подходят для травяных лыж, поэтому там создано более 20 курортов. В местных горах снега не бывает, зато трава – вечно зеленая и даже никогда не подмерзает. Кроме этого в Тайване выпускают свои собственные травяные лыжи. Во Вьетнаме, где местные жители не имеют представления о снеге, недавно построили первую и пока единственную частную базу отдыха с гостиницей, склоном и лыжным подъемником.
Неистовые парусникиВозможность покататься на grasski в Москве – большая редкость. Склон «Северное Бутово» используется горнолыжной школой для тренировок спортсменов, а не для катания всех желающих. Подмосковные горнолыжные парки летом предпочитают отдыхать. А кататься на травяных лыжах с ближайшего холма без подъемника – удовольствие сомнительное. И все же мы советуем всем увлеченным горнолыжникам присмотреться к grasski повнимательнее. Возможно, именно травяные лыжи станут спортом будущего, когда в результате глобального потепления снега не останется даже зимой. А пока что grasski могут помочь лыжнику поддерживать себя в хорошей форме в межсезонье, улучшить технику катания и с удовольствием перезимовать лето.
Кенгуру в городеАвтор благодарит Мартина Степанека за помощь в подготовке статьи.
Окрыленные под водойМажьте лыжи перед ездой!
Невидимые героиТравяные лыжи перед катанием обязательно нужно смазывать. Очевидно, что чем больше колес, тем важнее грамотная смазка. С технической точки зрения, травяные лыжи можно смазывать любой жидкой смазкой, однако по писаным правилам FIS и неписанным этическим правилам траволыжного сообщества используются только безопасные для окружающей среды варианты: веретенное или даже подсолнечное масло. Спортсмены-профессионалы пользуются экологически чистым маслом, которое заливают в промышленные бензопилы. Подвесные маслобаки запрещены FIS, как и подшипники. После катания лыжи нужно отмыть от прилипшей травы и земли. Для этого в местах катания всегда должна быть вода и экологически безопасное мыло. Для защиты от травы и грязи на гусеницу натягивают эластичную пластиковую защитную пленку. Эта пленка – полезная вещь, потому что, если гусеницу заклинит травой, придется спасаться от падения огромными скачками, в стиле волка из мультфильма «Ну, погоди!»
На собственной шкуре Редактор «Популярной механики» Сергей Апресов поделился своими впечатлениями от катания на травяных лыжах.
Махолеты-утопленники«Получай, глобальное потепление, за испорченный горнолыжный сезон! Теперь я буду кататься на горных лыжах летом по гладкой зеленой травке, которую ты будешь согревать ярким солнышком с апреля по октябрь!» Примерно такие мысли вертелись у меня в голове, когда в футболке, шортах и с горнолыжными ботинками в руках я направлялся на склон «Русской горнолыжной школы – Столица» на свою первую встречу с grasski – травяными лыжами. Одна мысль сильнее других пульсировала в голове, то и дело стирая с лица блаженную улыбку: скорее всего, моей пятой точке, а то и голове, предстояло близкое знакомство с жестким склоном без посредничества толстой горнолыжной одежды и мягкого снега. Однако ради обещанных настоящих горнолыжных ощущений, столь желанных и недоступных в межсезонье, стоило идти на риск.
Шоу не для зрителейПока я втискивался в горнолыжные ботинки и спешно припоминал основы горнолыжной техники, тренер «РГШ – Столица» Евгения Шиманская вкратце рассказала мне о характерных особенностях grasski и поинтересовалась, насколько хорошо я катаюсь на горных лыжах. Мой рассказ ее почему-то не впечатлил, и она всерьез обеспокоилась отсутствием защиты. К счастью, я захватил с собой наколенники и налокотники для роликовых коньков – все же лучше, чем ничего.
Без границ и компромиссовСкажу сразу, со склона я ушел целым и невредимым. Оказалось, что травяные лыжи действительно ведут себя практически так же, как обычные снежные, разве что требуют повышенного внимания к технике катания. На grasski абсолютно невозможно боковое соскальзывание – лыжи едут только вперед. Поворот осуществляется исключительно за счет давления и прогиба лыжи и ни в коем случае не сбросом пяток. Чтобы не сорваться в повороте, нужно управлять лыжей осторожно и точно. Особенно важно постоянно находиться в правильной стойке: если обычные горные лыжи прощают незначительные отклонения корпуса вперед или назад, то короткие grasski сразу же уезжают из-под ног.
Травяные лыжи дают несколько бЧльшую нагрузку на ноги, чем обычные: каким бы ровным ни был травяной склон, катание на гусеницах по твердой поверхности связано с повышенными вибрациями. Учиться кататься на grasski сложнее, чем на снежных лыжах: в плуг на них не встанешь, экстренно не затормозишь. «Мы начинаем ставить детей на grasski в лучшем случае с восьми лет, – говорит Евгения Николаевна, – и то если они уже хорошо катаются на горных лыжах».
Убедившись в том, что катание на травяных лыжах действительно имеет много общего с обычными горными лыжами, и воодушевленный своим последним спуском, я подкатил к тренеру, выкрикивая: «Мне понравилось! Что делать дальше?» Ответ меня обескуражил: увы, в Москве и в России кататься на травяных лыжах негде, да и купить их непросто. Придется по-прежнему ждать зимы.
В погоне за рекордом
За последние 10–15 лет скорости у травяных лыжников заметно выросли. Нормальная скорость для слалома сегодня составляет около 60 км/ч, а для слалома-гиганта и скоростного спуска приближается к 90 км/ч и более. Официальный рекорд, записанный в Книге рекордов Гиннесса, составляет всего 87 км/ч. Неофициально был зарегистрирован рекорд 94 км/ч, так что преодолеть рубеж в 100 км/ч – вполне реальная задача. Рекорды скорости устанавливают на травяных лыжах длиной 100 см и шириной 5 см. Разгоняться и удерживать равновесие на длинных лыжах проще, чем на коротких. Для сравнения: снежные лыжи для рекордов скорости имеют размеры 240 см на 7 см.
Вгрызаясь в лед |
Суперхулиган |
Классные гонки |
Смешные железяки |
Стать чайкой |
Наедине с небом |
Стою на траве я, в лыжи обутый |
Летят по небу шарики |
Почти летчики |
Кружевные лыжи |
Защита от дурака |
В новом цвете |
Неистовые парусники |
Прыжок выше головы |
Кенгуру в городе |
Не спеша |
Окрыленные под водой |
Небесное скопление |
Невидимые герои |
Отмороженный транспорт |
Махолеты-утопленники |