Главная
Технологии
Техника
Оружие
Адреналин
Мастер- класс
Российская наука
Карта: 1
2
3
4
5
6
7
Адреналин - В новом цветеКрасочные перестрелки
Популярная игра превратилась в высокотехнологичный вид спорта.
За плавный ходКак и бóльшая часть экстремальных видов спорта, пейнтбол был придуман около 20 лет назад. Рассказывают о двух ребятишках с фермы где-то на Среднем Западе, которым отец поручил разметить краской скот на продажу, а для быстроты дела разрешил пользоваться специальными пневматическими пистолетами. Заряды краски вылетали из стволов под действием двуокиси углерода. Очень скоро стрелки сообразили, что брызгаться краской друг в друга гораздо интересней, чем в стадо коров.
Шарики за роликиПозже легендарные отцы-основатели пейнтбола, такие как Бад Орр и Том Кайе, развили идею, превратив детскую забаву в настоящий спорт, в сражение, где вместо пуль лишь шарики с краской.
Только по лицуУвлекательная смесь пряток, «Зарницы» и гангстерских перестрелок стала настолько популярна, что уже в 1990 году появились специализированные поля для игры, на которых могли соревноваться различные команды. Одновременно шли разработки спортивного снаряжения.
Реактивный спринтВ пейнтболе вместо оружия используют так называемые «маркеры». Типовой пейнтбольный маркер состоит из нескольких обязательных частей. Во-первых, это корпус со спусковым механизмом и стволом. Во-вторых, газовый баллон высокого давления, соединенный с корпусом маркера непосредственно, или нержавеющим газовым шлангом. В баллоне может быть сжатый углерод, воздух или азот. Третья часть носит название «фидер». Это пластиковая емкость для шаров, которая устанавливается вертикально над маркером, так что желатиновые шары с краской попадают в корпус ружья под действием силы тяжести. При нажатии на курок поток сжатого газа (углерода, азота) выстреливает шар, находящийся в патроннике.
Летающий костыльПервый спортивный типовой маркер был спроектирован Бадом Орром еще 16 лет назад. Он носит название Autococker и представляет собой полуавтоматическое ружье, то есть шар подается в ствол автоматически перед каждым выстрелом. Одно нажатие на спуск – один выстрел. Опытные стрелки могут произвести от 8 до 12 выстрелов в секунду.
СуперхулиганВ последнее время все большей популярностью пользуются «электронные» маркеры, в которых затвор приводится в движение электромеханическими сервоприводами. При этом темп стрельбы полуавтоматического маркера увеличивается до 15 выстрелов в секунду.
Смешные железякиИспользование на поле автоматического оружия запрещено большинством пейнтбольных клубов. Современные фидеры снабжены также датчиком, который определяет, упал ли следующий шар в патронник маркера. Если шары заклинило, датчик срабатывает и встроенный электромотор встряхивает содержимое фидера, поскольку на жаре шары с краской могут слипнуться и не падать в зарядную камеру.
Наедине с небомЕдинственный недостаток всех без исключения маркеров – неточная стрельба. Причина в малой начальной скорости шара с краской – около 90 м/с, а также в его диаметре, равном 17 мм. Потоки воздуха могут значительно изменить траекторию полета шара. С 30 м опытный игрок без труда попадет в тарелку, однако уже с 50 м сложно вообще попасть в человека. Кроме того, дальность стрельбы маркера не превышает 90 м.
Летят по небу шарикиНадо заметить, что в пейнтболе игрок считается пораженным, если попавший в него шар разорвался и оставил пятно краски. Если шар отскочил от одежды или оружия, не разорвавшись, попадание не засчитывается. Это базовое правило, а также неточность маркеров и низкая скорость снарядов определяют все особенности современного пейнтбола. Стремясь поразить противника, игроки часто продолжают стрельбу, пока не окажутся в пределах 30 м от цели. Но даже на этом расстоянии максимальный ущерб, кроме яркой кляксы на одежде, – это синяк.
Кружевные лыжиНаиболее часто в адрес пейнтбола звучит обвинение именно в излишней травмоопасности. Защитники этого вида спорта отвечают, что, по статистике, пейнтбол безопаснее гольфа – естественно, если соблюдаются все правила игры. На большинстве площадок для пейнтбола каждый маркер, пронесенный через ворота, проверяется и регулируется так, чтобы скорость полета шара не превышала 90 м/с. Кроме того, игрокам рекомендуют носить полный комплект защиты.
В новом цветеЭто, в первую очередь, маска, поскольку самые серьезные травмы возможны при попадании шара в глаз, рот или уши. Перчатки, налокотники и наколенники защитят вас от ссадин и ушибов: вам непременно придется прыгать, ползать, резко падать, стремясь во что бы то ни стало укрыться от противника. При выборе обуви стоит обратить внимание на протектор для лодыжки. Куртка и брюки могут быть любыми, но помните, что при ударе о твердую поверхность шар чаще всего раскалывается. С другой стороны, шар скорее отскочит от мягкой одежды или скатится по складкам, не разорвавшись.
Прыжок выше головыШары имеют хрупкую желатиновую оболочку и наполнение из нетоксичной растительной краски. Краска легко смывается водой с одежды и кожи. Для производства шаров используется то же оборудование, что и для производства лекарственных капсул. Неудивительно, что, например, компания R.P.Shure, выпускающая шары для пейнтбола под торговой маркой PMI, на самом деле является фармацевтической. Компании выпускают шары самых разнообразных расцветок и даже ароматов. Хит сезона – шары с банановым запахом. Если попадете, враг будет пахнуть бананами до самого вечера.
Не спешаСтоимость маркеров колеблется от $100 до $2000. Вы можете купить модель Tippmann 98 Custom за $200, и точностью она не уступит многим более дорогим моделям. А можете приобрести скорострельный электронный маркер WDP Angel IR3 с жидкокристаллическими индикаторами, выпущенный ограниченным тиражом и продающийся по цене $1400 за штуку.
Небесное скоплениеВпрочем, индустрия пейнтбола базируется скорее на идее индивидуализации типового оружия. Профессионал всегда предпочтет личное оружие любому стандартному образцу, будь тот даже быстрее или точнее. А потому самым популярным и копируемым маркером по сей день остается Autococker – его легче всего модернизировать.
Отмороженный транспортНа сегодня на территории США насчитывается более 4000 площадок и полей для пейнтбола. И новички, и профессионалы могут принимать участие как в еженедельных местных соревнованиях, так и в турнирах мирового класса. Среди всемирно известных команд такие профессионалы, как Miami Effect, Philadelphia Americans, NY Zero, Russian Legion (Москва), Ton-Ton-Flinguers (Тулуза), Joy Division (Стокгольм).
Pro стелькиВариантов игры великое множество – от сражений «стенка на стенку» до схваток «один против всех». В классическом сценарии две команды по 5, 7 или 10 человек стартуют с противоположных концов площадки. Их задача – первыми захватить флаг, установленный в центре игрового поля, и доставить его на чужую стартовую базу. Так называемые «большие сценарные игры» повторяют знаменитые сражения или батальные сцены из культовых кинолент, в них принимают участие тысячи игроков, и действие может затянуться на несколько дней.
Большая регатаВ Америке играют командами из десяти игроков, в Европе больше популярен вариант игры с семью участниками с каждой стороны. Какой вариант станет мировым стандартом? «По семь человек, – считает Сони Лопез из Worr Games. – Такими, скорее всего, будут команды на Олимпийских играх».
Пейнтбол на Олимпиаде? Почему бы и нет. Игра обладает всеми необходимыми качествами: это командный вид спорта, широко популярный по всему миру, правила его просты, он достаточно зрелищный и требует от игроков высокого класса серьезной физической подготовки. Говорят, на последнем голосовании не хватило одного голоса, чтобы занести пейнтбол в список олимпийских видов спорта. А недавно компания Fox Sportnet даже начала транслировать соревнования по пейнтболу в новом телевизионном шоу «Фактор цвета». Кроме того, не забывайте, пейнтбол относится к экстремальным видам спорта – а что может быть популярнее?
Как работает маркер На примере самой распространенной схемы «Спайдер-клон».
Единственным источником энергии для маркера является энергия расширения газа. Сжатый газ – углекислота, азот или воздух – находится в специальных баллонах емкостью от 0,2 до 2 л, которые крепятся к маркеру напрямую или через так называемые «инлайн-регуляторы». Инлайн-регулятор служит для стабилизации давления, которое поступает в расширительную камеру (2) маркера. В «стартовом» положении клапан (3) закрыт, ударник (4) находится в среднем положении, соединенный с ним болт перекрывает канал подачи шаров (рис. 1).
Для взведения маркера отводим назад болт (боковой или верхней рукояткой взвода, задней тягой взвода), маркер переходит во «взведенное» положение:
• клапан по-прежнему закрыт;
• ударник (4) отходит назад и сжимает возвратную пружину (5);
• попружиненное коромысло спускового механизма поднимается и входит выступом в канавку на ударнике, удерживая его («ударник встал на шептало»);
• соединенный с ударником болт также отходит в заднее положение, открыв камору, куда из фидера упал шар (1);
• чтобы шары один за другим не выкатились из ствола, первый шар страхуется специальным устройством – болл-детентом, обычно это мягкая резиновая деталь или шарик на мягкой пружинке (рис. 2).
Выбираем цель, наводим маркер, жмем на спуск
Спусковой крючок давит на коромысло, оно опускается вниз и выходит из зацепления с ударником. Под действием сжатой пружины ударник устремляется вперед, одновременно соединенный с ним болт «досылает» шар в ствол и перекрывает канал подачи шаров. Разогнавшись, ударник бьет по штоку клапана, который отлетает вперед, сжимает пружину и открывает дорогу газу высокого давления в недра маркера. Газ расширяется и давит на заднюю стенку ударника, вынуждая его двигаться обратно. В этом движении соединительный канал между ударником и болтом совпадает с пазом между верхней и нижней полостями корпуса, и газ через болт вырывается в ствол и толкает вперед шарик, давление газа внутри маркера падает (рис. 3).
Тем временем сжатая пружина клапана разжимается и клапан закрывается. Ударник уже по инерции долетает до задней стенки (а болт освобождает дорогу новому шару из канала подачи), сжимает возвратную пружину, остаток энергии ударника гасится демпфером (6), коромысло снова фиксирует ударник – и маркер снова во взведенном положении (рис. 4).
Настройка маркера
Главное – это сочетание жесткостей двух пружин и массы подвижного блока болт/ударник. Объем газа, поступающий из расширительной камеры, может оказаться слишком мал, и энергии на сжатие возвратной пружины не хватит – ударник не встанет на шептало и двинется вперед раньше времени, ударит по клапану слабее, чем надо, опять поступит слишком малая порция газа и т. д. Объем газа может оказаться и велик – тогда скорость движения ударника будет слишком велика и демпферу придется гасить довольно сильный удар, а если число таких ударов будет велико, может произойти и механическое разрушение элементов конструкции. Но хуже всего, что при большом объеме газа в ствол через болт его тоже поступит больше и, следовательно, шарик получит очень высокую начальную скорость. Это запрещено требованиями техники безопасности, да и в игровом отношении невыгодно – слабые шары могут расколоться прямо в стволе, а те, что покрепче, после вылета пойдут «винтом» под действием настигающей струи газа.
Идеально настроенный маркер обеспечит:
• скорость вылета шара не более 300 футов в секунду (около 90 м/с);
• постановку ударника на шептало практически без участия демпфера – так сказать, «на излете».
При хорошей настройке возрастает КПД и снижается общий расход газа – то есть, маркер сможет сделать большее количество выстрелов с одинаково заправленных баллонов, чем ненастроенный маркер. Обычно же ограничиваются настройкой скорости, сжимая или разжимая специальными болтами возвратную пружину.
Для чего нужна расширительная камера
У маркеров, работающих на углекислоте, в баллоне находится не газ, а жидкая углекислота. Расширительная камера препятствует попаданию в маркер жидкости и так называемому «обмерзанию», когда на переохлажденных от быстрого расширения газа деталях происходит конденсация частичек льда.
У маркеров, работающих на сжатом воздухе или азоте, при частой стрельбе регулятор баллона может не успевать подавать достаточное количество газа и давление перед клапаном будет меньше расчетного. Расширительная камера создает дополнительный, подпорный объем газа и тем самым сглаживает скачки давления.
Наедине с небом |
Стою на траве я, в лыжи обутый |
Летят по небу шарики |
Почти летчики |
Кружевные лыжи |
Защита от дурака |
В новом цвете |
Неистовые парусники |
Прыжок выше головы |
Кенгуру в городе |
Не спеша |
Окрыленные под водой |
Небесное скопление |
Невидимые герои |
Отмороженный транспорт |
Махолеты-утопленники |
Pro стельки |
Шоу не для зрителей |
Большая регата |
Без границ и компромиссов |