Главная Технологии Техника Оружие Адреналин Мастер- класс Российская наука Карта: 1 2 3 4 5 6 7
Мастер-класс - Семь причин не строить стимпанк-машину


И один веский аргумент за
Под впечатлением от работ И-Вей Хуанга мы загорелись идеей заполучить в редакцию собственную паровую машину в стиле стимпанк. В стране лилипутов

1. Место в истории Стимпанк в деталях

Решив построить паровую машину в стиле стимпанк, вы не будете оригинальны. Первым на непаханое поле ступил И-Вей Хуанг. Художник построил четырех- и шестиколесные машины, паровые танки с гусеницами, многоногих пауков и даже чудище о ста конечностях. Чтобы хоть чем-то отличиться от Хуанга, мы решили построить двуногое существо – таких в арсенале мастера еще не было. Проект моментально окрестили паровым роботом, хотя формально он таковым не является. Для амбициозных изобретателей всегда есть шанс отличиться: построить паровой орнитоптер или, на худой конец, дирижабль. Дюжина проектов

2. Больше жару! Зависаем!

Правильно подобрать котел и двигатель можно только методом проб и ошибок. Производители миниатюрных паровых машин не указывают в характеристиках мощность и расчетные обороты моторов. Большинство из них предназначены для работы с чисто символической нагрузкой или вообще без нее. Мы приобрели судовой комплект Wilesco D49, решив, что котел и двигатель из одной коробки должны идеально сочетаться друг с другом. Оказалось, что двухцилиндровый двигатель способен на многое: накопив пар в котле, можно было вывести его на форсаж с колоссальными оборотами. А вот компактный спиртовой котел оказался неспособен постоянно поддерживать необходимое давление пара. Знай мы об этом заранее, предпочли бы котел с газовой горелкой. Точечная работа

3. Семь раз отмерь Створки раковины

Для своего двуногого механизма мы выбрали схему с четырьмя эксцентриками, по которой построено немало шагающих игрушек. Два эксцентрика отвечают за движение каждой ноги вперед-назад, другие два поочередно наклоняют машину вправо или влево, перенося вес с одной ноги на другую. Чтобы робот не опрокинулся, а кипящая в котле вода не залила трубы, кузов пришлось сделать плавающим. Благодаря рычагам, подведенным к тем же эксцентрикам, кузов вместе с котлом и двигателем всегда сохраняет почти вертикальное положение. Эксцентрики, рычаги, превращение крутящего момента в сложные шагающие движения – все это абсолютно в духе стимпанка. Минус сложной кинематики – исключительная требовательность к точности изготовления механических частей. Спорт на букву йо

4. Диалектика скоростей Колокола Луны

Эх, прав был Архимед, обещая перевернуть Землю рычагом! Имея достаточный запас шестеренок, можно не сомневаться, что машина заработает со сколь угодно слабым двигателем, – нужно лишь подобрать правильное передаточное отношение. Потом останется решить вопрос терминологии: если один шаг в полсекунды для робота можно назвать бегом трусцой, то, скажем, один шаг в час – скорее, состоянием покоя. Крутящий момент нашего Wilesco D49 встречает на своем пути к эксцентрикам ног шесть понижающих передач. Найти подходящую трансмиссию очень сложно: важно отыскать не только надежные оси и шестерни, но и соединяющие их кронштейны. Чтобы изготовить раму со всеми необходимыми отверстиями самостоятельно, нужен точный сверлильный станок. Лучший выход – собрать трансмиссию из конструктора. И-Вей Хуанг в своих работах использует зубчатые и цепные передачи от знаменитого набора Meccano. У нас же под рукой оказался LEGO. Заставлять гибкие пластмассовые оси тащить железную паровую машину ростом 52 см, безусловно, жестоко. И все же LEGO с задачей справился – робот пошел! Оловянные солдатики

5. Искать или память Ластоногие охотники

Каждому, кто строит необычный механизм, приходится принимать решение: искать готовые детали или изготавливать все с нуля. И-Вей Хуанг разбирает множество отслуживших свое механических игрушек, радиоуправляемых моделей и предметов бытовой техники, чтобы подобрать необходимые элементы для своих машин. Мы решили, что искать гору никому не нужных моделей в Москве – перспектива сомнительная, и взялись строить машину из листового металла. За неимением станка с ЧПУ пришлось подружиться с ножницами по металлу, тисками и паяльником. Быть может, профессиональный жестянщик надо мной посмеется, но простому редактору для изготовления двух ступней, шести двухосных шарниров, восьми рычагов и пяти кузовных элементов понадобилось немало бессонных ночей. Кстати, почти все детали изготовлены из одного куска металла. Длина плоской развертки, из которой согнута ступня, – 62 сантиметра.

6. Декоративные страсти

Уже сломали себе голову, думая, зачем паровому роботу цепь? Очень просто: для красоты! Так же как и поручни на верхней палубе, и гайки-барашки. Эти наивные декоративные элементы – все, что осталось от наполеоновских планов по превращению нашей машины в корабль, вытащенный на сушу сумасшедшим ученым, или в ржавый бронзовый артефакт, пролежавший столетие под землей. Отчасти из страха сделать хуже, отчасти из-за стремительно приближающегося дедлайна общим решением стало оставить все как есть – мол, оцинкованная сталь и так выглядит по-стимпанковски тяжело и грубо. Все же, чтобы сделать машину красивой, нужно быть художником, как И-Вей Хуанг.

7. Некуда спешить

Наконец машина готова! Все, кто хоть краем глаза видит сверкающего монстра, с сомнением в голосе спрашивают: «А он правда ходит?» – и просят «включить» аппарат. Не тут-то было! Чтобы увидеть, как работает паровая машина, гость должен иметь как минимум полчаса свободного времени. Перед запуском необходимо заправить моторным маслом коллектор каждого цилиндра двигателя (подходит обычное автомобильное), пополнить запас воды в котле и доверху заполнить топку сухим спиртом. Минут десять понадобится, чтобы вода в котле закипела, еще пять – чтобы накопить пар. Первый запуск будет не самым эффектным – двигателю нужно выплюнуть остатки конденсата воды и масла. И лишь затем машина заработает в полную силу.

+. 100 лет за два месяца

Несмотря на все трудности, парового робота, конечно же, стоило построить. Теперь прямо у нас в редакции функционирует механизм, созданный по технологии столетней давности. И не просто функционирует, а совершает работу, перемещая самого себя в пространстве. Блестящий металлический робот, как будто сошедший со страниц фантастического комикса, уверенно шагает по столу, пыхтит, свистит, выпускает пар и изредка плюется машинным маслом. Это очень весело, познавательно и, безусловно, стóит пары месяцев работы.

Полюбуйтесь на нашу чудо-машину в действии:













Стимпанк в деталях | Семь причин не строить стимпанк-машину | Дюжина проектов | Парители | Зависаем! | Самолет из коробки | Точечная работа | Подкованные | Створки раковины | Может ли компьютер научить летать? | Спорт на букву йо | Бумажные крылья | Колокола Луны | Недетские игрушки | Оловянные солдатики | Экологический транспорт | Ластоногие охотники | Душа алюминиевой банки |